Глобализация: единство и многообразие (опыт философского анализа)
Гуманитарный вестник
# 12·2017 15
В современную эпоху глобализации человечество при всем своем
разнообразии пришло к рубежу необратимого взаимодействия всех
сфер жизни — экономической, политической, культурной и духов-
ной. Глобализация как процесс интеграции различных компонентов
человечества в ходе его эволюции в противоположность процессу
дифференциации человечества, порождает качественно иное пони-
мание человечества, т. е. человечество предстает в виде глобальной
общности [11]. Анализ многочисленной литературы по проблеме
глобализации показывает, что возрождается в новом виде дихотоми-
ческое видение развития современного мира. Два полюса этого про-
цесса можно представить следующим образом. С одной стороны,
глобализация неизбежна и фатально предопределена, универсализи-
рует и нивелирует все различия — от экономических до культурных,
тождественна вестернизации или американизации, безальтернативна,
устраняет понятие суверенного государства; с другой стороны — не
неизбежна, а обратима, имеет альтернативу в виде религиозных и
национальных идентичностей, противополагаемых вестернизации и
американизации, углубляет неравенства между богатыми и бедными
государствами, легализует господство глобального корпоративного
капитализма. Автор не ставит задачу дать всесторонний анализ неод-
нозначно трактуемому понятию и процессу глобализации, а хочет
лишь рассмотреть глобализацию как тенденцию к созданию некой
единой мировой цивилизации и культуры. Как правило, в многочис-
ленных теориях и политических конструкциях глобализацию не рас-
сматривают как порождающую новую культуру и цивилизацию, а
считают, что она должна быть построена либо на господстве ценно-
стей одной из них, либо на преодолении ценностного подхода и све-
дении проблемы идентичности к идее информационно-культурной.
Каждый из этапов глобализации был непосредственно связан с
достижениями науки и техники и поступательной сменой доминиру-
ющих социальных укладов. Каждое из выдающихся технических до-
стижений (от паровой машины до современных информационных
технологий) открывало новую страницу в истории глобализации.
Влияние этих открытий на динамику общемировых процессов оказы-
валось возможным лишь в том случае, когда они были востребованы
обществом. Постоянная модернизация Запада и изменение социаль-
ного устройства способствовали расширению границ влияния Запада
в широком смысле слова на остальной мир. Между тем, специфика
социальной структуры мусульманского Востока, которую, в частно-
сти, можно рассматривать как консервативную, начиная с XVII в.,
препятствовала активной экспансии Запада, как политической, так и
культурной. При этом собственного потенциала для модернизации
она не имела. Поэтому процессы глобализации были направлены от