Previous Page  15 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 22 Next Page
Page Background

Глобализация: единство и многообразие (опыт философского анализа)

Гуманитарный вестник

# 12·2017 15

В современную эпоху глобализации человечество при всем своем

разнообразии пришло к рубежу необратимого взаимодействия всех

сфер жизни — экономической, политической, культурной и духов-

ной. Глобализация как процесс интеграции различных компонентов

человечества в ходе его эволюции в противоположность процессу

дифференциации человечества, порождает качественно иное пони-

мание человечества, т. е. человечество предстает в виде глобальной

общности [11]. Анализ многочисленной литературы по проблеме

глобализации показывает, что возрождается в новом виде дихотоми-

ческое видение развития современного мира. Два полюса этого про-

цесса можно представить следующим образом. С одной стороны,

глобализация неизбежна и фатально предопределена, универсализи-

рует и нивелирует все различия — от экономических до культурных,

тождественна вестернизации или американизации, безальтернативна,

устраняет понятие суверенного государства; с другой стороны — не

неизбежна, а обратима, имеет альтернативу в виде религиозных и

национальных идентичностей, противополагаемых вестернизации и

американизации, углубляет неравенства между богатыми и бедными

государствами, легализует господство глобального корпоративного

капитализма. Автор не ставит задачу дать всесторонний анализ неод-

нозначно трактуемому понятию и процессу глобализации, а хочет

лишь рассмотреть глобализацию как тенденцию к созданию некой

единой мировой цивилизации и культуры. Как правило, в многочис-

ленных теориях и политических конструкциях глобализацию не рас-

сматривают как порождающую новую культуру и цивилизацию, а

считают, что она должна быть построена либо на господстве ценно-

стей одной из них, либо на преодолении ценностного подхода и све-

дении проблемы идентичности к идее информационно-культурной.

Каждый из этапов глобализации был непосредственно связан с

достижениями науки и техники и поступательной сменой доминиру-

ющих социальных укладов. Каждое из выдающихся технических до-

стижений (от паровой машины до современных информационных

технологий) открывало новую страницу в истории глобализации.

Влияние этих открытий на динамику общемировых процессов оказы-

валось возможным лишь в том случае, когда они были востребованы

обществом. Постоянная модернизация Запада и изменение социаль-

ного устройства способствовали расширению границ влияния Запада

в широком смысле слова на остальной мир. Между тем, специфика

социальной структуры мусульманского Востока, которую, в частно-

сти, можно рассматривать как консервативную, начиная с XVII в.,

препятствовала активной экспансии Запада, как политической, так и

культурной. При этом собственного потенциала для модернизации

она не имела. Поэтому процессы глобализации были направлены от