Н.С. Кирабаев
8
Гуманитарный вестник
# 12·2017
такую значимость, которой нет равных в других цивилизациях [4].
Знание, о котором идет речь, — это и светское, и религиозное. О ха-
рактере ценностной ориентации образованной части средневекового
мусульманского общества можно судить по адабной литературе. Речь
идет об адибах (тех, кто владеет адабом), воплощавших в себе образ
культурного и образованного человека. Адаб, т. е. совокупность норм
образованности и воспитанности, предполагал знание как светских,
так и религиозных наук, в частности философии, астрономии, мате-
матики и определенную модель поведения.
Немаловажное значение для понимания парадигмы мусульман-
ской культуры имеют такие особенности ислама, как отсутствие ин-
ститута церкви и, соответственно, церковной идеологии, признание
законотворческой роли только за Богом и отсутствие ортодоксии и
ереси в том смысле, как они понимаются в христианстве, а также ре-
лигиозный и правовой плюрализм в рамках единого исламского ми-
ровоззрения. При описании парадигмы мусульманской культуры и
цивилизации представляется важным выделение как минимум двух
доминирующих составных: ислама и эллинизма. В своей истории
данная культура показывала и показывает как «западное лицо», по-
скольку содержит элементы иудаизма, христианства и эллинизма, так
и «восточное» — когда отходит от сущности этих составляющих.
Учет последнего обстоятельства позволяет понять гуманистический
характер мусульманской культуры, связанный с попыткой сделать
человека человечнее и способствовать раскрытию его величия. Речь
идет о трех аспектах гуманизма в средневековой мусульманской
культуре:
•
религиозный гуманизм, провозглашающий человека высшим из
божественных творений;
•
адабный гуманизм, идеал которого — адаб, сформировавшийся
в IX в., — соответствует характерному для Европы XVI в. идеалу
Humanitas, т. е. идеалу развития физических, нравственных и ум-
ственных способностей человека во имя всеобщего блага;
•
философский гуманизм, более концептуализированный, суть
которого Абу-Хайян ат-Таухиди кратко выразил в словах: «Человек
стал проблемой для человека» [5].
Признавая существование универсальных черт и принципов гу-
манизма, можно в то же время говорить о том, что каждая культура и
цивилизация, переживающая эпоху расцвета, вырабатывает соб-
ственную модель гуманизма. Даже в рамках мусульманской культу-
ры гуманизм обнаруживается в разной форме. На Востоке это явле-
ние впервые дало о себе знать во времена правления Хосрова Ану-
ширвана и было представлено Барзуе, Павлом Персом и др. Далее
следует гуманизм, развивавшийся под влиянием эллинистического