Глобализация: единство и многообразие (опыт философского анализа)
Гуманитарный вестник
# 12·2017 7
странство которого стало новым центром взаимодействия и взаимо-
обогащения различных культурных и религиозных традиций. Золо-
той век мусульманской цивилизации пришелся на IХ–ХII вв., когда
именно мусульманская культура стала определять уровень мировой
культуры — как духовной, так и материальной.
Одной из важных характеристик классической мусульманской
культуры является то, что ее основными структурными элементами
выступают не столько науки (как в западноевропейской мысли),
сколько ценностно-идеологические течения, которые определяют ха-
рактер познания, интерпретации и сферу допустимого понимания
гносеологической картины мира. Эти течения имеют общую пара-
дигму, в основе которой лежит определенная совокупность оценок и
представлений, относящихся к предельным основаниям бытия чело-
века в мире, его собственной природы и связи с космосом, отражен-
ных исламским мировоззрением. Именно в проблемном поле знания
(основанном на идеале знания в исламе) мыслители мусульманского
средневековья решали каждую проблему в отдельности — вопросы
культуры и политики, этики и эстетики, философии и права. Все ос-
новные философские и общественно-политические течения мусуль-
манского средневековья, не ограничиваясь только одним специфиче-
ским предметом познания, по отношению к политическим проблемам
выступали как политические теории, к философским — как фило-
софские, к правовым — как юридические, к нравственным — как
этические и т. д.
Особенности идеала знания в мусульманской культуре определя-
лись Шариатом, в соответствии с которым вера и разум не только
должны не противостоять, но и взаимодополнять друг друга в проблем-
ном поле знания. Таким образом, идеал знания в средневековой му-
сульманской культуре — это знаниецентричность. Например, работу
известного средневекового мыслителя аль-Газали (1058–1111) «Воз-
рождение религиозных наук» можно одновременно считать и философ-
ской, и юридической, и религиозной, и лингвистической, и культуроло-
гической, т. е. междисциплинарной в современном понимании [2].
Недаром известный философ Аверроэс (1126–1198) писал, что
аль-Газали с философами — философ, с суфиями — суфий, с мута-
каллимами — мутакаллим [3]. Многие представители калама писали
труды не только по религиозным, но и философским и естественно-
научным проблемам. Это является следствием не слабой дифферен-
циации наук, а особой духовной установки мусульманской культуры,
основанной на известном высказывании, которое приписывается
пророку Мухаммеду: «Ищите знания даже в далеком Китае».
В средневековой арабо-мусульманской цивилизации, как подчер-
кивает американский ориенталист Ф. Роузентал, знание приобрело