Previous Page  7 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 22 Next Page
Page Background

Глобализация: единство и многообразие (опыт философского анализа)

Гуманитарный вестник

# 12·2017 7

странство которого стало новым центром взаимодействия и взаимо-

обогащения различных культурных и религиозных традиций. Золо-

той век мусульманской цивилизации пришелся на IХ–ХII вв., когда

именно мусульманская культура стала определять уровень мировой

культуры — как духовной, так и материальной.

Одной из важных характеристик классической мусульманской

культуры является то, что ее основными структурными элементами

выступают не столько науки (как в западноевропейской мысли),

сколько ценностно-идеологические течения, которые определяют ха-

рактер познания, интерпретации и сферу допустимого понимания

гносеологической картины мира. Эти течения имеют общую пара-

дигму, в основе которой лежит определенная совокупность оценок и

представлений, относящихся к предельным основаниям бытия чело-

века в мире, его собственной природы и связи с космосом, отражен-

ных исламским мировоззрением. Именно в проблемном поле знания

(основанном на идеале знания в исламе) мыслители мусульманского

средневековья решали каждую проблему в отдельности — вопросы

культуры и политики, этики и эстетики, философии и права. Все ос-

новные философские и общественно-политические течения мусуль-

манского средневековья, не ограничиваясь только одним специфиче-

ским предметом познания, по отношению к политическим проблемам

выступали как политические теории, к философским — как фило-

софские, к правовым — как юридические, к нравственным — как

этические и т. д.

Особенности идеала знания в мусульманской культуре определя-

лись Шариатом, в соответствии с которым вера и разум не только

должны не противостоять, но и взаимодополнять друг друга в проблем-

ном поле знания. Таким образом, идеал знания в средневековой му-

сульманской культуре — это знаниецентричность. Например, работу

известного средневекового мыслителя аль-Газали (1058–1111) «Воз-

рождение религиозных наук» можно одновременно считать и философ-

ской, и юридической, и религиозной, и лингвистической, и культуроло-

гической, т. е. междисциплинарной в современном понимании [2].

Недаром известный философ Аверроэс (1126–1198) писал, что

аль-Газали с философами — философ, с суфиями — суфий, с мута-

каллимами — мутакаллим [3]. Многие представители калама писали

труды не только по религиозным, но и философским и естественно-

научным проблемам. Это является следствием не слабой дифферен-

циации наук, а особой духовной установки мусульманской культуры,

основанной на известном высказывании, которое приписывается

пророку Мухаммеду: «Ищите знания даже в далеком Китае».

В средневековой арабо-мусульманской цивилизации, как подчер-

кивает американский ориенталист Ф. Роузентал, знание приобрело