Н.С. Кирабаев
12
Гуманитарный вестник
# 12·2017
листское движение, которое по численности сторонников составляет
конкуренцию фундаменталистскому исламу как источник истинной ре-
лигиозности... Все это говорит о том, что секуляризация и рационализм
вовсе не обязательно служат модернизации» [7].
Мусульманская критика секуляризма в целом основывается на
идее о том, что этот процесс в Западной Европе обусловлен природой
христианства. В христианстве важным принципом является разделе-
ние сфер влияния между церковью и государством в соответствии с
известной идеей Богу — богово, кесарю — кесарево. Кроме того, по-
средником между Богом и человеком в христианстве является институт
священников, который в своей деятельности выступает в качестве по-
сланника Бога и тем самым ограничивает основные права религиозной
общины. Таким образом, христианский клир рассматривался как основ-
ное препятствие на пути прогресса и поэтому вполне оправданно, что в
процессе секуляризации влияние церкви было ограничено [8]. В му-
сульманском мире нет института церкви, аналогичного по функциям,
как нет в целом идеи посредника между Богом и человеком. В исламе,
за исключением пророка Мухаммеда, никто не имел и не имеет права
выступать от имени Бога. И фактически вплоть до начала XIX в. — до
появления секуляризма в мусульманском мире, арабский Восток не
знал деления по принципу Богу — богово, кесарю — кесарево.
Дискуссии по вопросу секуляризма на арабском Востоке велись в
основном в двух направлениях: среди авторитетов религиозного зна-
ния и среди арабских христиан. Основной тезис мусульманских ав-
торитетов основывался на том, что модернизация и прогресс должны
происходить на основе достижений исламской цивилизации. В каче-
стве примера они приводили заслуги в области науки эпохи золотого
периода развития Арабского халифата. Так, Р. ат-Тахтави (1801–
1873) первым стал утверждать, что возможно заимствование тех эле-
ментов европейской цивилизации, которые не вступали в конфликт с
принятыми ценностями и принципами шариата. Он пытался дока-
зать, что демократические принципы развития общества вполне сов-
местимы с законами ислама, потому что в исламе существуют в тео-
рии и на практике религиозный и правовой плюрализм.
Такие исламские реформаторы XIX в., как X. аль-Туниси (1810–
1899), аль-Афгани (1838–1897), аль-Кавакиби (1854–1902) и М. Абдо
(1849–1905) считали, что аналоги европейских идей светского развития
общества — принципа справедливости, благосостояния народа, избра-
ния правительства, идеи совершенства человека в обществе и т. п., —
можно найти и в истории Арабского халифата.
Джамаль ад-Дин аль-Афгани призывал к следованию основам ис-
лама. Он критиковал тех, кто слепо копировал европейскую модель,
и обвинял их в том, что они представляют угрозу суверенитету уммы.