Глобализация: единство и многообразие (опыт философского анализа)
Гуманитарный вестник
# 12·2017 5
знании широкой публики, господствуют ложные культурно-фило-
софские и политико-идеологические стереотипы. Достаточно указать
на широкое использование в средствах массовой информации такого
термина, как исламский фундаментализм, содержание которого толку-
ется достаточно широко и произвольно и понимается скорее как рели-
гиозный экстремизм. Поэтому необходимо различать исламский фун-
даментализм и исламский экстремизм. В целом, стереотипы являются
результатом либо недостаточного знания, либо неадекватной методо-
логии, либо формируются в соответствии с идеологическими и соци-
окультурными установками познающего субъекта. В исламе, как
правило, ищут по аналогии с христианством ортодоксию, теологию,
церковную идеологию и т. п., между тем этих феноменов мусульман-
ской культуры просто не существует. Однако на основе данных
стереотипов, в исследовательской традиции так называемого европо-
центризма сформировалось устойчивое представление о том, что,
например, калам является ортодоксией и господствующей теологией
в мусульманской философии и культуре.
Неправомерным представ-
ляется и абстрактное рассуждение об исламе и исламской культуре
без учета того, что ислам и мусульманская культура в разные истори-
ческие эпохи и в разных странах имели и имеют свое собственное лицо.
Политизация исламского фактора началась еще в 1970-х годах
после того как арабские страны, в первую очередь Саудовская Ара-
вия, наложили эмбарго на поставку нефти в те страны, которые под-
держивали Израиль в войне с Египтом в 1973 г., что привело к так
называемому первому энергетическому кризису. Период эмбарго
длился недолго, но в исторической памяти западных стран виновни-
ком кризиса стали считать ислам и арабские страны. После ислам-
ской революции в Иране в 1979 г. стереотип мусульманской угрозы
становится доминирующей темой в западных СМИ. После 1991 г.
военная реализация евроамериканской модели демократии либераль-
ного мироустройства на Ближнем Востоке привела к необратимым и
тяжелым последствиям в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии и
Йемене, а массовая миграция из стран Ближнего и Среднего Востока
и Африки — к значительному усилению европейского чувства страха
и угрозы со стороны ислама.
Ислам, как и христианство, принадлежит к мировым религиям,
соответственно как мировая религия он несет установки на универ-
сальное видение мира. Очевидно, что со времени публикации статьи
С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций» утверждается идея о
столкновении западной и мусульманской цивилизаций, претендую-
щих на универсализм. Представляется, что данная позиция является
некорректной, с учетом того, что исламская и западноевропейская
христианская цивилизации на протяжении многовековой истории со-