Previous Page  5 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 22 Next Page
Page Background

Глобализация: единство и многообразие (опыт философского анализа)

Гуманитарный вестник

# 12·2017 5

знании широкой публики, господствуют ложные культурно-фило-

софские и политико-идеологические стереотипы. Достаточно указать

на широкое использование в средствах массовой информации такого

термина, как исламский фундаментализм, содержание которого толку-

ется достаточно широко и произвольно и понимается скорее как рели-

гиозный экстремизм. Поэтому необходимо различать исламский фун-

даментализм и исламский экстремизм. В целом, стереотипы являются

результатом либо недостаточного знания, либо неадекватной методо-

логии, либо формируются в соответствии с идеологическими и соци-

окультурными установками познающего субъекта. В исламе, как

правило, ищут по аналогии с христианством ортодоксию, теологию,

церковную идеологию и т. п., между тем этих феноменов мусульман-

ской культуры просто не существует. Однако на основе данных

стереотипов, в исследовательской традиции так называемого европо-

центризма сформировалось устойчивое представление о том, что,

например, калам является ортодоксией и господствующей теологией

в мусульманской философии и культуре.

Неправомерным представ-

ляется и абстрактное рассуждение об исламе и исламской культуре

без учета того, что ислам и мусульманская культура в разные истори-

ческие эпохи и в разных странах имели и имеют свое собственное лицо.

Политизация исламского фактора началась еще в 1970-х годах

после того как арабские страны, в первую очередь Саудовская Ара-

вия, наложили эмбарго на поставку нефти в те страны, которые под-

держивали Израиль в войне с Египтом в 1973 г., что привело к так

называемому первому энергетическому кризису. Период эмбарго

длился недолго, но в исторической памяти западных стран виновни-

ком кризиса стали считать ислам и арабские страны. После ислам-

ской революции в Иране в 1979 г. стереотип мусульманской угрозы

становится доминирующей темой в западных СМИ. После 1991 г.

военная реализация евроамериканской модели демократии либераль-

ного мироустройства на Ближнем Востоке привела к необратимым и

тяжелым последствиям в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии и

Йемене, а массовая миграция из стран Ближнего и Среднего Востока

и Африки — к значительному усилению европейского чувства страха

и угрозы со стороны ислама.

Ислам, как и христианство, принадлежит к мировым религиям,

соответственно как мировая религия он несет установки на универ-

сальное видение мира. Очевидно, что со времени публикации статьи

С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций» утверждается идея о

столкновении западной и мусульманской цивилизаций, претендую-

щих на универсализм. Представляется, что данная позиция является

некорректной, с учетом того, что исламская и западноевропейская

христианская цивилизации на протяжении многовековой истории со-