Н.С. Кирабаев
10
Гуманитарный вестник
# 12·2017
Философский анализ мусульманской культуры требует выявления в
ее парадигме устойчивого и изменяющегося в ходе исторического раз-
вития. Это следует учитывать при анализе концепций по так называе-
мому реформированию или модернизации ислама. Как правило, пред-
принимавшиеся до сих пор попытки создания западных моделей ислам-
ского развития терпели неудачу именно из-за того, что традиционные
основоположения, составляющие дух мусульманской культуры, прини-
мались за то, что исторически может быть преодолено.
Между тем, социально-исторические и политические реалии по-
казывают, что понимание сути традиционного и современного тесно
связано с основоположениями политико-правовой культуры ислама и
доминирующих идеолого-культурных движений в рамках развиваю-
щегося ислама. Проанализировав классические теории государства в
исламской политической мысли, представленные именами таких ав-
торов, как аль-Маварди (ум. 1058), аль-Джувайни (ум. 1085), аль-
Газали, видно, что принципы Шариата вовсе не мешали учету исто-
рических реалий Арабского халифата и в большей степени опирались
на исторические прецеденты [6]. Неизменная составляющая этих
концепций — учение о том, что государство есть лишь проводник
принципов шариата. Но вопрос заключается в том, кто обладает ре-
альной политической властью, каким образом понимается власть и
авторитет и что является консолидирующей компонентой и нрав-
ственно-духовной основой гражданского мусульманского общества.
Идея единства религии и государства основывается не только на чув-
стве религиозной солидарности, но и на необходимости понимания
того, что от ислама ждут установления равенства и справедливости в
социально-политическом и экономическом отношениях. Признание
того факта, что ислам есть образ жизни и определенный тип совре-
менного мировоззрения позволяет понять идею мусульманского гос-
ударства по самой своей сути.
Ислам и проблема секуляризма.
В философской и политиче-
ской науках вопрос о секуляризации является одним из самых акту-
альных, потому что в условиях, преобладающих в постиндустриаль-
ном обществе, влияние религии на общество и граждан значительно
снижается. В определенной мере это справедливо, но не дает доста-
точно полной и ясной картины, так как целостное решение этого во-
проса почти всегда наталкивается на проблему ислама. За последние
несколько десятилетий влияние ислама в странах Ближнего и Сред-
него Востока не только не снизилось, но и значительно возросло, что
свидетельствует не в пользу секуляризма.
Для того чтобы понять проблему секуляризма в различных частях
мусульманского мира, рассмотрим его зарождение и развитие в XIX–
XX вв. Так, ХХ в. характеризуется тем, что ответной реакцией на