Previous Page  10 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 22 Next Page
Page Background

Н.С. Кирабаев

10

Гуманитарный вестник

# 12·2017

Философский анализ мусульманской культуры требует выявления в

ее парадигме устойчивого и изменяющегося в ходе исторического раз-

вития. Это следует учитывать при анализе концепций по так называе-

мому реформированию или модернизации ислама. Как правило, пред-

принимавшиеся до сих пор попытки создания западных моделей ислам-

ского развития терпели неудачу именно из-за того, что традиционные

основоположения, составляющие дух мусульманской культуры, прини-

мались за то, что исторически может быть преодолено.

Между тем, социально-исторические и политические реалии по-

казывают, что понимание сути традиционного и современного тесно

связано с основоположениями политико-правовой культуры ислама и

доминирующих идеолого-культурных движений в рамках развиваю-

щегося ислама. Проанализировав классические теории государства в

исламской политической мысли, представленные именами таких ав-

торов, как аль-Маварди (ум. 1058), аль-Джувайни (ум. 1085), аль-

Газали, видно, что принципы Шариата вовсе не мешали учету исто-

рических реалий Арабского халифата и в большей степени опирались

на исторические прецеденты [6]. Неизменная составляющая этих

концепций — учение о том, что государство есть лишь проводник

принципов шариата. Но вопрос заключается в том, кто обладает ре-

альной политической властью, каким образом понимается власть и

авторитет и что является консолидирующей компонентой и нрав-

ственно-духовной основой гражданского мусульманского общества.

Идея единства религии и государства основывается не только на чув-

стве религиозной солидарности, но и на необходимости понимания

того, что от ислама ждут установления равенства и справедливости в

социально-политическом и экономическом отношениях. Признание

того факта, что ислам есть образ жизни и определенный тип совре-

менного мировоззрения позволяет понять идею мусульманского гос-

ударства по самой своей сути.

Ислам и проблема секуляризма.

В философской и политиче-

ской науках вопрос о секуляризации является одним из самых акту-

альных, потому что в условиях, преобладающих в постиндустриаль-

ном обществе, влияние религии на общество и граждан значительно

снижается. В определенной мере это справедливо, но не дает доста-

точно полной и ясной картины, так как целостное решение этого во-

проса почти всегда наталкивается на проблему ислама. За последние

несколько десятилетий влияние ислама в странах Ближнего и Сред-

него Востока не только не снизилось, но и значительно возросло, что

свидетельствует не в пользу секуляризма.

Для того чтобы понять проблему секуляризма в различных частях

мусульманского мира, рассмотрим его зарождение и развитие в XIX–

XX вв. Так, ХХ в. характеризуется тем, что ответной реакцией на