Previous Page  4 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 22 Next Page
Page Background

Н.С. Кирабаев

4

Гуманитарный вестник

# 12·2017

этносам, культурам, языкам и традициям, проживающим от Сирии

до Малайзии, от Татарстана до ЮАР.

При этом трудно говорить о

какой-то единой исторической общности судеб этих народов. Ислам

необходимо рассматривать как единство в многообразии.

Видимо,

следует говорить об особого рода солидарности, основывающейся не

только на вере в Аллаха, но и едином мироощущении и мировиде-

нии.

Однако эта цивилизационная солидарность не монолитная и

бесконфликтная, она не существует в каком-то чистом виде, а в

основе своей является результатом кросскультурного взаимодей-

ствия в широком смысле этого слова.

Мусульманскую цивилизацию

скорее можно рассматривать как эпифеномен, т. е. как результат

кросскультурного взаимодействия различных цивилизаций. Ее осо-

бенностью является тесная сопряженность с религией, которая есть

и образ жизни, и система ценностей, и социально-политические и

экономические институты. Ислам можно назвать одной из самых

жизнеспособных мировых религий, динамично адаптирующейся к

особенностям традиций различных народов. Увеличение количества

мусульман в современном мире больше связано с привлечением

новых адептов, зачарованных привлекательностью и простотой куль-

товой практики ислама. Вместе с тем, ислам в широком смысле этого

слова привнес в современный мир большое количество проблем и на

уровне межгосударственных отношений, и на уровне взаимоотноше-

ний с другими религиями, и на уровне международной политической

и экономической жизни. После 1967 г. в средствах массовой инфор-

мации и в исследовательской литературе часто употребляли термин

«мусульманский фактор», а после иранской революции 1979 г. исла-

мом начали связывать с угрозой мировому порядку (в первую оче-

редь в западных странах), а в 1980-е годы ислам стали связывать с

экстремизмом и терроризмом. После опубликования в 1993 году

известной статьи С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций» всю

мусульманскую цивилизацию стали считать как потенциальным

источником конфликтов в современном мире.

Необходимо отметить, что при оценке ислама большую роль иг-

рают стереотипы, которые определяются попыткой описать реалии

мусульманского мира в терминах христианской традиции, а также

связанные с особой идеологическо-познавательной установкой и ме-

тодологией так называемого европоцентризма. Принято считать, что

современность — это полнота бытия, но исторически это не совсем

так. Изучение состояния мусульманской культуры показывает, что не

только недостаточно знаний о ней, но и ее образ зачастую весьма ис-

кажен. Рассматривая проблему стереотипов, необходимо отметить,

что вплоть до настоящего времени по отношению к мусульманской

цивилизации в исследованиях различного рода, как, впрочем, и в со-