Н.С. Кирабаев
4
Гуманитарный вестник
# 12·2017
этносам, культурам, языкам и традициям, проживающим от Сирии
до Малайзии, от Татарстана до ЮАР.
При этом трудно говорить о
какой-то единой исторической общности судеб этих народов. Ислам
необходимо рассматривать как единство в многообразии.
Видимо,
следует говорить об особого рода солидарности, основывающейся не
только на вере в Аллаха, но и едином мироощущении и мировиде-
нии.
Однако эта цивилизационная солидарность не монолитная и
бесконфликтная, она не существует в каком-то чистом виде, а в
основе своей является результатом кросскультурного взаимодей-
ствия в широком смысле этого слова.
Мусульманскую цивилизацию
скорее можно рассматривать как эпифеномен, т. е. как результат
кросскультурного взаимодействия различных цивилизаций. Ее осо-
бенностью является тесная сопряженность с религией, которая есть
и образ жизни, и система ценностей, и социально-политические и
экономические институты. Ислам можно назвать одной из самых
жизнеспособных мировых религий, динамично адаптирующейся к
особенностям традиций различных народов. Увеличение количества
мусульман в современном мире больше связано с привлечением
новых адептов, зачарованных привлекательностью и простотой куль-
товой практики ислама. Вместе с тем, ислам в широком смысле этого
слова привнес в современный мир большое количество проблем и на
уровне межгосударственных отношений, и на уровне взаимоотноше-
ний с другими религиями, и на уровне международной политической
и экономической жизни. После 1967 г. в средствах массовой инфор-
мации и в исследовательской литературе часто употребляли термин
«мусульманский фактор», а после иранской революции 1979 г. исла-
мом начали связывать с угрозой мировому порядку (в первую оче-
редь в западных странах), а в 1980-е годы ислам стали связывать с
экстремизмом и терроризмом. После опубликования в 1993 году
известной статьи С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций» всю
мусульманскую цивилизацию стали считать как потенциальным
источником конфликтов в современном мире.
Необходимо отметить, что при оценке ислама большую роль иг-
рают стереотипы, которые определяются попыткой описать реалии
мусульманского мира в терминах христианской традиции, а также
связанные с особой идеологическо-познавательной установкой и ме-
тодологией так называемого европоцентризма. Принято считать, что
современность — это полнота бытия, но исторически это не совсем
так. Изучение состояния мусульманской культуры показывает, что не
только недостаточно знаний о ней, но и ее образ зачастую весьма ис-
кажен. Рассматривая проблему стереотипов, необходимо отметить,
что вплоть до настоящего времени по отношению к мусульманской
цивилизации в исследованиях различного рода, как, впрочем, и в со-