Н.С. Кирабаев
14
Гуманитарный вестник
# 12·2017
рые мусульмане могут изучать и от которых не пострадает их рели-
гиозно-национальная идентичность.
Ислам и проблема устойчивости межцивилизационного вза-
имодействия.
Представляется, что ислам — это больше чем религия.
Даже не являясь государственной религией в ряде стран, он оказыва-
ет огромное влияние на политические и социальные институты, образ
жизни тех, кто считает себя принадлежащим к мусульманскому со-
обществу. Отметим, что базовые мусульманские ценности и институ-
ты ислама лежат в основе этой солидарности. Жизненность данной
цивилизации связана с гибкостью, динамичностью и пластичностью
различных способов внутреннего согласования ее составляющих,
включая способность к самым глубоким инновациям. Разумеется,
принятие той или иной инновации связано с идеей ее возможности
поддержать и развить жизнестойкость мусульманской цивилизации в
целом. Мусульманская цивилизация, несомненно, имеет глубокую
историческую память, которая позволила данной цивилизации на
протяжении многих веков считать себя способной к диалогу с други-
ми цивилизациями и в этом смысле быть открытой к взаимодействию
с ними [9]. Вместе с тем XX в., в частности его вторая половина,
принес мусульманам большие унижения — понимание того, что за-
падная цивилизация ушла в своем развитии далеко вперед. Более то-
го, осознание факта, что Запад вторгся во все аспекты жизни мусуль-
ман, вызывает у них достаточно болезненную реакцию [10]. И хотя
мусульманские модернизаторы-реформаторы пытались соединить
достижения западной науки и технологии с базовыми ценностями и
институтами ислама, полученные результаты были достаточно удру-
чающими. История свидетельствует о том, что ни одна западная мо-
дель не имела успехов в странах, принадлежащих мусульманской ци-
вилизации. Отсюда проистекают многочисленные поиски собствен-
ного пути развития, что, в свою очередь, вызывает особую тревогу
стран Запада. Поэтому на повестке дня стоит вопрос не только о пре-
одолении дисбаланса между мусульманским и западным миром, но и
определение путей их возможного гармоничного взаимодействия.
При этом представляется важным, чтобы данные цивилизации пыта-
лись понять и услышать друг друга, а не видеть только то, что они
хотят видеть.
Нет необходимости объяснять, что ислам нельзя сводить только к
религиозному вероучению. Ислам — это целостная система, устанав-
ливающая и регламентирующая как образ жизни и поведение, так и
систему нравственных ценностей и психологических установок, по-
этому мусульманские мыслители так болезненно воспринимают со-
временные процессы глобализации, которые они отождествляют с
новым этапом вестернизации мусульманских стран.