Previous Page  14 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 22 Next Page
Page Background

Н.С. Кирабаев

14

Гуманитарный вестник

# 12·2017

рые мусульмане могут изучать и от которых не пострадает их рели-

гиозно-национальная идентичность.

Ислам и проблема устойчивости межцивилизационного вза-

имодействия.

Представляется, что ислам — это больше чем религия.

Даже не являясь государственной религией в ряде стран, он оказыва-

ет огромное влияние на политические и социальные институты, образ

жизни тех, кто считает себя принадлежащим к мусульманскому со-

обществу. Отметим, что базовые мусульманские ценности и институ-

ты ислама лежат в основе этой солидарности. Жизненность данной

цивилизации связана с гибкостью, динамичностью и пластичностью

различных способов внутреннего согласования ее составляющих,

включая способность к самым глубоким инновациям. Разумеется,

принятие той или иной инновации связано с идеей ее возможности

поддержать и развить жизнестойкость мусульманской цивилизации в

целом. Мусульманская цивилизация, несомненно, имеет глубокую

историческую память, которая позволила данной цивилизации на

протяжении многих веков считать себя способной к диалогу с други-

ми цивилизациями и в этом смысле быть открытой к взаимодействию

с ними [9]. Вместе с тем XX в., в частности его вторая половина,

принес мусульманам большие унижения — понимание того, что за-

падная цивилизация ушла в своем развитии далеко вперед. Более то-

го, осознание факта, что Запад вторгся во все аспекты жизни мусуль-

ман, вызывает у них достаточно болезненную реакцию [10]. И хотя

мусульманские модернизаторы-реформаторы пытались соединить

достижения западной науки и технологии с базовыми ценностями и

институтами ислама, полученные результаты были достаточно удру-

чающими. История свидетельствует о том, что ни одна западная мо-

дель не имела успехов в странах, принадлежащих мусульманской ци-

вилизации. Отсюда проистекают многочисленные поиски собствен-

ного пути развития, что, в свою очередь, вызывает особую тревогу

стран Запада. Поэтому на повестке дня стоит вопрос не только о пре-

одолении дисбаланса между мусульманским и западным миром, но и

определение путей их возможного гармоничного взаимодействия.

При этом представляется важным, чтобы данные цивилизации пыта-

лись понять и услышать друг друга, а не видеть только то, что они

хотят видеть.

Нет необходимости объяснять, что ислам нельзя сводить только к

религиозному вероучению. Ислам — это целостная система, устанав-

ливающая и регламентирующая как образ жизни и поведение, так и

систему нравственных ценностей и психологических установок, по-

этому мусульманские мыслители так болезненно воспринимают со-

временные процессы глобализации, которые они отождествляют с

новым этапом вестернизации мусульманских стран.