Гуманитарный вестник
# 12·2017 1
УДК 02.41 DOI 10.18698/2306-8477-2017-12-491
Глобализация: единство и многообразие
(опыт философского анализа)
© Н.С. Кирабаев
Российский университет дружбы народов, Москва, 117198, Россия
Рассмотрены глобализация как теория модернизации и идеальная конструкция
(единство в многообразии), а также как эмпирический процесс и локализация
(многообразие в единстве). Отмечено, что в глобализации как идеальной кон-
струкции заложен оптимистический миф о прогрессе, в то время как множе-
ственность практик глобализации показывает, что этот миф зачастую исполь-
зуется для демонизации всего того, что противоречит проявлению в реальной
жизненной практике идее «прогресса». Подчеркнуто, что «исламский фактор» в
политике и культуре стал считаться источником конфликтов в современном ми-
ре. Анализ мусульманской цивилизации показывает необходимость рассмотрения
ислама как единства в многообразии, поскольку ислам в разных странах всегда
имел неповторимое собственное лицо. Для понимания потенциала диалога мусуль-
манского Востока и Запада, а также преодоления стереотипов в понимании па-
радигмы ислама и мусульманской культуры важно выявление в ней, с одной сторо-
ны, устойчивого и неповторимого, а с другой
—
изменяющегося и преходящего.
Ключевые слова:
глобализация, локализация, ментальность, мусульманская циви-
лизация, Ислам, социальные конфликты, диалог культур
Сегодня можно точно сказать, что современность развивается в
контексте двух противоречивых тенденций: глобализации и локали-
зации. Глобализацию можно рассматривать как идею и как идеаль-
ную конструкцию, в которой заложен оптимистический миф о про-
грессе. Глобализация как дискурс самораспространяется и само-
утверждается. В рамках этого дискурса глобализация представляет
собой идеологическую риторику и эмпирический процесс, который
позволяет говорить о дискурсивной множественности. Являясь в то
же время эмпирической и идеологической неопределенностью, гло-
бализация свидетельствует о недостаточности знаний и, соответ-
ственно, понимания глобализованного пространства современности.
Опасность усиления идеологической риторики о глобализации при-
водит зачастую к ее мистификации как эмпирического процесса.
Важно иметь в виду, что глобализация описывается и как конечный
процесс, и как цельность. Кант, размышляя о конечности истории как
о достижимом феномене, писал о «глобальной федерации», а для Ге-
геля идея «конца истории» была связана с Великой французской ре-
волюцией; К. Маркс связывал ее с идеей коммунизма. Действитель-
но, глобализация как необратимый процесс создает единое простран-