Н.С. Кирабаев
6
Гуманитарный вестник
# 12·2017
седствовали в рамках единой средиземноморской цивилизации. Та-
ким образом, основное различие между исламом и Западом связано с
различием систем ценностей и нормативными различиями. Каждая из
цивилизаций имеет свое собственное понимание мира. И если в ос-
нове мусульманского мировидения лежат определенные религиозные
принципы, то европейское мировидение отличается секулярностью.
Видимо, только на этом уровне и можно говорить о диалоге двух
универсалистских мировоззрений и основой данного диалога станет
признание культурного и религиозного плюрализма, т. е. речь может
идти о поисках и установлениях кросскультурного взаимодействия,
включающего и моральные основания. При этом важно иметь в виду,
что именно политизация универсалистских мировоззрений является ос-
новой для рассмотрения и утверждения идеи столкновения или кон-
фликта мусульманской и западноевропейской цивилизаций. Предлагае-
мый подход в поиске диалога ислама в контексте Восток — Запад
требует знания и понимания Западом и мусульманским Востоком того
исторически общего, что лежало в формировании и развитии этих ци-
вилизаций в ареале Средиземноморской цивилизации. Важно не только
то, что ислам и христианство принадлежат к авраамистической рели-
гиозной традиции, но и то, что античная культура является составной
частью этих цивилизаций. При этом следует иметь в виду, что для араб-
ского Востока первым учителем всегда был Аристотель. Основные раз-
личия в их историко-культурном развитии, особенно после эпохи Воз-
рождения, видимо можно искать в соотношении светского и религиоз-
ного. Классическая мусульманская культура сохранила баланс между
религиозным и светским, и именно этот баланс определял основные
мировоззренческие и ценностные принципы и лежал в ее основе.
Ценности мусульманской культуры, как, впрочем, и культуры
любой другой цивилизации, во многом определяются так называе-
мыми базовыми ценностями, составляющими основание ценностного
сознания в их целостности. Базовые ценности мусульманской куль-
туры характеризуются особенностями становления и развития Араб-
ского халифата. Отличительные черты классической мусульманской
культуры как парадигмы мусульманской культуры в целом обуслов-
лены тем обстоятельством, что она сформировалась как составная
часть единой средиземноморской культуры и цивилизации, сохрани-
ла и преумножила культурные, научные и философские традиции ан-
тичности, а также развивала гуманистический характер средиземно-
морской культуры (но в иных исторических условиях). Неудивитель-
но, что на арабском Востоке античное наследие рассматривалось как
исток и неотъемлемая часть культуры мусульманского мира.
Развитие мусульманской цивилизации тесно связано с зарожде-
нием и укреплением ислама и Арабского халифата, обширное про-