Глобализация: единство и многообразие (опыт философского анализа)
Гуманитарный вестник
# 12·2017 11
различные формы секуляризма стало усиление исламских движений,
призванных противостоять тем интеллектуальным и политическим
проявлениям колониального порядка, которые, на их взгляд, были
направлены против ислама и мусульман и предназначались для ве-
стернизации мусульман и лишения их культурной идентичности.
Секуляризм, по-арабски
илъмания
(от
ильм
— наука) или
аламания
(от
алом
— мир), более точно можно выразить словом дунъявийя —
земной, мирской или светский. Секуляризм в европейском понимании
этого слова пришел в духовную жизнь мусульманского мира наряду с
понятиями «современность», «вестернизация» и «модернизация» в эпо-
ху колониального времени. Обычно секуляризм рассматривается как
освобождение зависимости и влияния политики от религиозной власти
в широком смысле этого слова. Он использовался в различных кон-
текстах для описания процесса, направленного на маргинализацию ис-
лама в течение социально-экономического и политического развития
стран мусульманского Востока и в колониальный период, и после обре-
тения независимости. Секуляризация на Ближнем и Среднем Востоке
рассматривалась как отказ от культурных традиций мусульманского
общества.
Секуляризм как движение протеста, определенная доктрина и
идеология возник и развивался в рамках христианской Европы. Его
содержательная теория и практика сложились в период христианских
реформаторских движений в Европе. Радикальное значение термина
«секуляризм», как правило, связывают с его французским эквивален-
том —
laicisme
, который рассматривают как учение о полной свободе
общества от религии. Согласно этому учению, те функции, которые
ранее выполнял институт монашества, должны быть переданы свет-
ским людям, в частности, в сферах образования и юриспруденции.
Например, в 1882 г. в государственных школах Франции занятия по
религии были заменены на такую дисциплину, как общая этика, а ос-
нователь Турецкой Республики К. Ататюрк рассматривал радикаль-
ный секуляризм как необходимое условие строительства политиче-
ских институтов республики.
В XIX в. развитие секуляризма приводило к атеизму, который
стал достаточно динамичным и энергичным движением и привел
усилиями Ф. Ницше, З. Фрейда, К. Маркса к новому пониманию места
человека в мире. Вместе с тем, и сегодня в атеистическом и материали-
стическом мировоззрении остались определенные элементы религиоз-
ного наследия. Как отмечал Ф. Фукуяма в опубликованной 13 марта
2005 г. в New York Times статье «Кальвинистский манифест для эпохи
глобализации»: «В то же время надо безоговорочно признать, что рели-
гия и религиозные чувства не умерли. И не только из-за воинственности
исламистов, а также потому, что развивается протестантско-еванге-