Previous Page  16 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 22 Next Page
Page Background

Н.С. Кирабаев

16

Гуманитарный вестник

# 12·2017

центра к периферии. Таким образом, понятие глобализации на самом

деле есть понятие вестернизации. Подтверждением этому является

тот факт, что из 188 стран, входящих в ООН, 36 представляют евро-

пейский континент, а 125 в то или иное время находились в про-

странстве западного колониализма. Видимо, историческая правда не

должна приноситься в жертву политической корректности, т. е. мож-

но отметить, что глобализация в ее историческом развитии вплоть до

настоящего времени является процессом установления европейского

доминирования над миром (США, Канада, Австралия и Новая Зелан-

дия рассматриваются как боковые ветви Запада). И если полагать,

что сегодняшний процесс глобализации проходит по сценарию США,

то принципиально это сути дела не меняет. Исторические уроки гло-

бализации на протяжении последних 70 лет показывают, что одной

из ее особенностей было формирование новой социальной и эконо-

мической культуры в отдаленных регионах мира. Так или иначе, этот

процесс способствовал ускоренному развитию населявших эти реги-

оны народов. Автор не считает, что европейская колонизация была

абсолютным благом для стран третьего мира. Колониализм и его по-

следствия остаются и сегодня достаточно спорной проблемой миро-

вой истории. Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, хотелось бы

отметить, что влияние процессов глобализации на развитие стран

третьего мира, включая и мусульманские страны, можно рассматри-

вать, по крайней мере, с двух точек зрения. Во-первых, если исследо-

вать основную цель культуры как средство выражения человеческой

универсальности в социальной форме, то можно сказать, что духов-

но-ценностные основания общественной жизни стран мусульманско-

го Востока так или иначе достаточно жестко привязаны к социальной

среде. Но, во-вторых, история развития мусульманской культуры по-

казывает, что ее выдающиеся достижения не являются непосред-

ственным результатом социума. Социум — это нечто производное, а

религия и религиозное понимание личности — исходные начала му-

сульманского сообщества. Однако это противоречит достаточно из-

вестной аксиоме о том, что ислам — религия общины. Сегодня нет

однозначного понимания влияния процессов глобализации на разви-

тие мусульманской цивилизации, поскольку мусульманский мир

весьма неоднороден и дисперсен в различных сферах духовной жиз-

ни народов, считающих себя принадлежащими к мусульманской ци-

вилизации. Этот вопрос требует достаточно внимательного и серьез-

ного изучения.

Представляется, что в целом важно ответить на вопрос, что несет

с собой глобализация — усиление однородности или разнородности

человечества. Весьма заманчиво дать философский ответ — и то, и

другое, причем тенденция к нарастанию разнородности не ведет ав-