Н.С. Кирабаев
16
Гуманитарный вестник
# 12·2017
центра к периферии. Таким образом, понятие глобализации на самом
деле есть понятие вестернизации. Подтверждением этому является
тот факт, что из 188 стран, входящих в ООН, 36 представляют евро-
пейский континент, а 125 в то или иное время находились в про-
странстве западного колониализма. Видимо, историческая правда не
должна приноситься в жертву политической корректности, т. е. мож-
но отметить, что глобализация в ее историческом развитии вплоть до
настоящего времени является процессом установления европейского
доминирования над миром (США, Канада, Австралия и Новая Зелан-
дия рассматриваются как боковые ветви Запада). И если полагать,
что сегодняшний процесс глобализации проходит по сценарию США,
то принципиально это сути дела не меняет. Исторические уроки гло-
бализации на протяжении последних 70 лет показывают, что одной
из ее особенностей было формирование новой социальной и эконо-
мической культуры в отдаленных регионах мира. Так или иначе, этот
процесс способствовал ускоренному развитию населявших эти реги-
оны народов. Автор не считает, что европейская колонизация была
абсолютным благом для стран третьего мира. Колониализм и его по-
следствия остаются и сегодня достаточно спорной проблемой миро-
вой истории. Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, хотелось бы
отметить, что влияние процессов глобализации на развитие стран
третьего мира, включая и мусульманские страны, можно рассматри-
вать, по крайней мере, с двух точек зрения. Во-первых, если исследо-
вать основную цель культуры как средство выражения человеческой
универсальности в социальной форме, то можно сказать, что духов-
но-ценностные основания общественной жизни стран мусульманско-
го Востока так или иначе достаточно жестко привязаны к социальной
среде. Но, во-вторых, история развития мусульманской культуры по-
казывает, что ее выдающиеся достижения не являются непосред-
ственным результатом социума. Социум — это нечто производное, а
религия и религиозное понимание личности — исходные начала му-
сульманского сообщества. Однако это противоречит достаточно из-
вестной аксиоме о том, что ислам — религия общины. Сегодня нет
однозначного понимания влияния процессов глобализации на разви-
тие мусульманской цивилизации, поскольку мусульманский мир
весьма неоднороден и дисперсен в различных сферах духовной жиз-
ни народов, считающих себя принадлежащими к мусульманской ци-
вилизации. Этот вопрос требует достаточно внимательного и серьез-
ного изучения.
Представляется, что в целом важно ответить на вопрос, что несет
с собой глобализация — усиление однородности или разнородности
человечества. Весьма заманчиво дать философский ответ — и то, и
другое, причем тенденция к нарастанию разнородности не ведет ав-