Глобализация: единство и многообразие (опыт философского анализа)
Гуманитарный вестник
# 12·2017 17
томатически к распаду целого, поскольку вырабатываются механиз-
мы и принципы соотнесения разнородных частей глобального цело-
го. Однако очевидно, что такой ответ не является удовлетворитель-
ным ввиду его максимальной общности и абстрактности.
На протяжении почти шести столетий, с VII по XIII в., мусуль-
манская цивилизация являла собой пример открытости к диалогу с
другими культурами и цивилизациями. Не в последнюю очередь этой
открытости способствовал дух религиозной и культурной толерант-
ности в ойкумене самого Арабского халифата от Инда до Гибралтара.
Важными составляющими духовности мусульманской культуры ста-
ли персидская мудрость и греческий разум. В условиях политико-
правового и религиозного плюрализма в рамках ислама творцами
классической культуры арабо-мусульманского средневековья были
не только арабы, но и представители десятка других народов. И не-
смотря на столкновения и войны между арабо-мусульманским миром
и средневековой Европой, как, впрочем, и различного рода коллизии
внутри самого халифата, Багдад, Дамаск, Каир, Кордова стали куль-
турными центрами, определявшими ход взаимодействия с другими
цивилизациями. Именно открытость к диалогу позволила средневе-
ковой Европе рассматривать как составную часть собственной куль-
туры не только наследие античности, сохраненное и переданное ара-
бами, но и многие достижения классической арабо-мусульманской
философии, науки и культуры. Интересно отметить, что на стыке
межцивилизационного взаимодействия сформировались и развива-
лись самостоятельные культуры, которые одновременно принадле-
жали к мусульманской и европейской цивилизации.
Важно, что открытость к диалогу и плодотворность взаимодей-
ствия мусульманской и европейской культур определялась тем об-
стоятельством, что они сформировались и развивались в ареале еди-
ной средиземноморской цивилизации. Устойчивость взаимодействия
культур в рамках средиземноморской цивилизации была связана с
базовыми принципами единого способа мировидения на основе ан-
тичной культуры и авраамистической традиции. Представляется, что
консолидирующей основой средневекового мусульманского мира,
состоящего как минимум из трех халифатов (Багдадского, Фатимид-
ского и Кордовского) и множества различных эмиратов, являлись то-
лерантность и плюрализм. Арабо-мусульманская культура породила
великого Ибн Рушда (Аверроэса), основные идеи которого определи-
ли ход развития средневековой Европы в учении латинских аверрои-
стов о двойственной истине, но, к сожалению, в самой мусульман-
ской культуре аверроизма так и не было.
XV в. стал поворотным пунктом в истории мусульманского мира,
который стоял перед цивилизационной альтернативой. После завое-