Previous Page  17 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 17 / 22 Next Page
Page Background

Глобализация: единство и многообразие (опыт философского анализа)

Гуманитарный вестник

# 12·2017 17

томатически к распаду целого, поскольку вырабатываются механиз-

мы и принципы соотнесения разнородных частей глобального цело-

го. Однако очевидно, что такой ответ не является удовлетворитель-

ным ввиду его максимальной общности и абстрактности.

На протяжении почти шести столетий, с VII по XIII в., мусуль-

манская цивилизация являла собой пример открытости к диалогу с

другими культурами и цивилизациями. Не в последнюю очередь этой

открытости способствовал дух религиозной и культурной толерант-

ности в ойкумене самого Арабского халифата от Инда до Гибралтара.

Важными составляющими духовности мусульманской культуры ста-

ли персидская мудрость и греческий разум. В условиях политико-

правового и религиозного плюрализма в рамках ислама творцами

классической культуры арабо-мусульманского средневековья были

не только арабы, но и представители десятка других народов. И не-

смотря на столкновения и войны между арабо-мусульманским миром

и средневековой Европой, как, впрочем, и различного рода коллизии

внутри самого халифата, Багдад, Дамаск, Каир, Кордова стали куль-

турными центрами, определявшими ход взаимодействия с другими

цивилизациями. Именно открытость к диалогу позволила средневе-

ковой Европе рассматривать как составную часть собственной куль-

туры не только наследие античности, сохраненное и переданное ара-

бами, но и многие достижения классической арабо-мусульманской

философии, науки и культуры. Интересно отметить, что на стыке

межцивилизационного взаимодействия сформировались и развива-

лись самостоятельные культуры, которые одновременно принадле-

жали к мусульманской и европейской цивилизации.

Важно, что открытость к диалогу и плодотворность взаимодей-

ствия мусульманской и европейской культур определялась тем об-

стоятельством, что они сформировались и развивались в ареале еди-

ной средиземноморской цивилизации. Устойчивость взаимодействия

культур в рамках средиземноморской цивилизации была связана с

базовыми принципами единого способа мировидения на основе ан-

тичной культуры и авраамистической традиции. Представляется, что

консолидирующей основой средневекового мусульманского мира,

состоящего как минимум из трех халифатов (Багдадского, Фатимид-

ского и Кордовского) и множества различных эмиратов, являлись то-

лерантность и плюрализм. Арабо-мусульманская культура породила

великого Ибн Рушда (Аверроэса), основные идеи которого определи-

ли ход развития средневековой Европы в учении латинских аверрои-

стов о двойственной истине, но, к сожалению, в самой мусульман-

ской культуре аверроизма так и не было.

XV в. стал поворотным пунктом в истории мусульманского мира,

который стоял перед цивилизационной альтернативой. После завое-