Previous Page  19 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 19 / 22 Next Page
Page Background

Глобализация: единство и многообразие (опыт философского анализа)

Гуманитарный вестник

# 12·2017 19

Речь идет о попытке гармонизации или согласования ислама, нацио-

нализма и модернизма. Ислам, как правило, рассматривается как ци-

вилизационная основа, национализм — как государственно-

культурная составляющая и модернизм — общим контекстом, кото-

рый должен позволить мусульманскому миру ответить на вызовы

глобализации. В настоящее время можно сказать, что процесс фор-

мирования национально-государственной идентичности мусульман-

ских стран еще не завершен, его потрясают радикальные религиоз-

ные и общественно-политические изменения, не позволяющие в це-

лом говорить о готовности мусульманского мира к диалогу с

другими культурами и цивилизациями. Хотя для справедливости

надо отметить, что прорыв на уровне ряда отдельных арабских госу-

дарств имеет место. Но это уже диалог не столько культурный,

сколько технологический. Принимая во внимание, что ислам — это

цивилизационная характеристика, необходимо отметить, что он

включает в себя культуры многочисленных народов, большая часть

из которых не имела единой исторической общности судеб.

И по-

этому проблема ислама в контексте диалога Восток

Запад

должна учитывать кросскультурное взаимодействие и внутри са-

мой мусульманской цивилизации.

Представляется, что основой диало-

га в широком смысле слова могут быть теория, практика и политика

интеркультурализма. Политику интеркультурализма можно рассмат-

ривать как средний путь создания свободных цивилизационных про-

странств, не разрушая традиционного бытия этносов, сформирован-

ных историей локальных цивилизаций.

Пересечение культур создает массу проблем, и чтобы их избе-

жать, необходимо, во-первых, решить вопрос о границах, во-вторых,

определить то социальное поле, в котором возможен поиск согласия,

и, в-третьих, установить дискурс, призванный осуществлять такое

согласие. Рассматривая историю с точки зрения интеркультурализма,

можно предположить, что теория глобализации с ее ориентацией на

линейно-прогрессивное понимание мирового развития требует опре-

деленной корректировки и изменения, в частности, принимая во

внимание своеобразие мусульманской цивилизации в целом и много-

численных культур внутри мусульманской цивилизации. Таким обра-

зом, в современном мире нельзя рассматривать развитие в рамках

глобализации только как линейно-прогрессивное, но можно говорить

и о колебательном, и спиралевидном, а понятие исторической асин-

хронности тоже должно занять свое место.

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Кирабаев Н.С., ред.

Евразийская идея и современность.

Москва, Изд-во

РУДН, 2002, 94 с.

[2]

Аль-Газали.

Ихйя улум ад-дин.

Т. 1–4. Каир, 1937–1938.