Глобализация: единство и многообразие (опыт философского анализа)
Гуманитарный вестник
# 12·2017 19
Речь идет о попытке гармонизации или согласования ислама, нацио-
нализма и модернизма. Ислам, как правило, рассматривается как ци-
вилизационная основа, национализм — как государственно-
культурная составляющая и модернизм — общим контекстом, кото-
рый должен позволить мусульманскому миру ответить на вызовы
глобализации. В настоящее время можно сказать, что процесс фор-
мирования национально-государственной идентичности мусульман-
ских стран еще не завершен, его потрясают радикальные религиоз-
ные и общественно-политические изменения, не позволяющие в це-
лом говорить о готовности мусульманского мира к диалогу с
другими культурами и цивилизациями. Хотя для справедливости
надо отметить, что прорыв на уровне ряда отдельных арабских госу-
дарств имеет место. Но это уже диалог не столько культурный,
сколько технологический. Принимая во внимание, что ислам — это
цивилизационная характеристика, необходимо отметить, что он
включает в себя культуры многочисленных народов, большая часть
из которых не имела единой исторической общности судеб.
И по-
этому проблема ислама в контексте диалога Восток
—
Запад
должна учитывать кросскультурное взаимодействие и внутри са-
мой мусульманской цивилизации.
Представляется, что основой диало-
га в широком смысле слова могут быть теория, практика и политика
интеркультурализма. Политику интеркультурализма можно рассмат-
ривать как средний путь создания свободных цивилизационных про-
странств, не разрушая традиционного бытия этносов, сформирован-
ных историей локальных цивилизаций.
Пересечение культур создает массу проблем, и чтобы их избе-
жать, необходимо, во-первых, решить вопрос о границах, во-вторых,
определить то социальное поле, в котором возможен поиск согласия,
и, в-третьих, установить дискурс, призванный осуществлять такое
согласие. Рассматривая историю с точки зрения интеркультурализма,
можно предположить, что теория глобализации с ее ориентацией на
линейно-прогрессивное понимание мирового развития требует опре-
деленной корректировки и изменения, в частности, принимая во
внимание своеобразие мусульманской цивилизации в целом и много-
численных культур внутри мусульманской цивилизации. Таким обра-
зом, в современном мире нельзя рассматривать развитие в рамках
глобализации только как линейно-прогрессивное, но можно говорить
и о колебательном, и спиралевидном, а понятие исторической асин-
хронности тоже должно занять свое место.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Кирабаев Н.С., ред.
Евразийская идея и современность.
Москва, Изд-во
РУДН, 2002, 94 с.
[2]
Аль-Газали.
Ихйя улум ад-дин.
Т. 1–4. Каир, 1937–1938.