Н.С. Кирабаев
18
Гуманитарный вестник
# 12·2017
вания Византии в 1453 г. и с развитием Османской империи консо-
лидирующей основой мусульманского мира были уже не принципы
толерантности и плюрализма, открытости к диалогу с другими циви-
лизациями, а жесткая консервативная религиозная доминанта. Исто-
рический цивилизационный выбор, определивший не диалог, а про-
тивостояние Османского халифата и европейской цивилизации, при-
вел к тому, что мусульманский мир видел и слышал Европу так, как
он сам этого хотел. Многие достижения европейской цивилизации с
XV в. и почти до XIX в. стали рассматриваться как нечто угрожаю-
щее чистоте ислама и разрушающее духовную культуру мусульман-
ского мира. Эта принципиальная установка закрытости к диалогу по-
родила тенденцию к возникновению и развитию радикальных обще-
ственно-политических движений. Классическая арабо-мусульманская
культура в какой-то мере имела развитие, но уже на периферии
Османской империи. Не Каир, не Дамаск, не Багдад, а именно Стам-
бул стал олицетворением мусульманского мира. И вся история разви-
тия Османского халифата была историей заката классической му-
сульманской культуры и историей борьбы мусульманской периферии
за независимость. Видимо, культура османов не стала консолидиру-
ющей основой всех составляющих единую мусульманскую цивили-
зацию. Турецкий халифат так и не увидел, а соответственно и не
принял ни достижений европейской науки, культуры и философии,
ни переход к индустриальному этапу развития.
В конце XIX — начале XX в. на периферии Османского халифа-
та, в частности в Египте, возникли новые идеи, которые показывали,
что наступил период нового цивилизационного выбора. Учения аль-
Афгани, М. Абдо и Р. Рашида о национализме и модернизме во мно-
гом способствовали кризису и распаду Османской Империи. Хит-
рость разума в истории сыграла свою роль, когда устами Ататюрка,
провозгласившего в 1921 г. светское турецкое государство именно в
центре этой империи, победили идеи национализма, возникшие на ее
периферии. Османская империя не только не могла, но уже и не хо-
тела быть консолидирующей основой мусульманского мира. Более
того, она стала его разрушительницей. Она объявила себя составной
частью Европы и приняла Запад с его «розами и шипами». Цивили-
зационный выбор в условиях начала XX в. привел к возникновению
22 самостоятельных арабских государств, а также Палестины, бо-
ровшихся и получивших свою независимость на протяжении первой
половины XX столетия.
Цивилизационная альтернатива сегодня во многом определяется,
по крайней мере, тремя взаимосвязанными проблемами, решение ко-
торых должно позволить некогда единому мусульманскому миру
выйти на уровень открытости к диалогу с другими цивилизациями.