Previous Page  18 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 18 / 22 Next Page
Page Background

Н.С. Кирабаев

18

Гуманитарный вестник

# 12·2017

вания Византии в 1453 г. и с развитием Османской империи консо-

лидирующей основой мусульманского мира были уже не принципы

толерантности и плюрализма, открытости к диалогу с другими циви-

лизациями, а жесткая консервативная религиозная доминанта. Исто-

рический цивилизационный выбор, определивший не диалог, а про-

тивостояние Османского халифата и европейской цивилизации, при-

вел к тому, что мусульманский мир видел и слышал Европу так, как

он сам этого хотел. Многие достижения европейской цивилизации с

XV в. и почти до XIX в. стали рассматриваться как нечто угрожаю-

щее чистоте ислама и разрушающее духовную культуру мусульман-

ского мира. Эта принципиальная установка закрытости к диалогу по-

родила тенденцию к возникновению и развитию радикальных обще-

ственно-политических движений. Классическая арабо-мусульманская

культура в какой-то мере имела развитие, но уже на периферии

Османской империи. Не Каир, не Дамаск, не Багдад, а именно Стам-

бул стал олицетворением мусульманского мира. И вся история разви-

тия Османского халифата была историей заката классической му-

сульманской культуры и историей борьбы мусульманской периферии

за независимость. Видимо, культура османов не стала консолидиру-

ющей основой всех составляющих единую мусульманскую цивили-

зацию. Турецкий халифат так и не увидел, а соответственно и не

принял ни достижений европейской науки, культуры и философии,

ни переход к индустриальному этапу развития.

В конце XIX — начале XX в. на периферии Османского халифа-

та, в частности в Египте, возникли новые идеи, которые показывали,

что наступил период нового цивилизационного выбора. Учения аль-

Афгани, М. Абдо и Р. Рашида о национализме и модернизме во мно-

гом способствовали кризису и распаду Османской Империи. Хит-

рость разума в истории сыграла свою роль, когда устами Ататюрка,

провозгласившего в 1921 г. светское турецкое государство именно в

центре этой империи, победили идеи национализма, возникшие на ее

периферии. Османская империя не только не могла, но уже и не хо-

тела быть консолидирующей основой мусульманского мира. Более

того, она стала его разрушительницей. Она объявила себя составной

частью Европы и приняла Запад с его «розами и шипами». Цивили-

зационный выбор в условиях начала XX в. привел к возникновению

22 самостоятельных арабских государств, а также Палестины, бо-

ровшихся и получивших свою независимость на протяжении первой

половины XX столетия.

Цивилизационная альтернатива сегодня во многом определяется,

по крайней мере, тремя взаимосвязанными проблемами, решение ко-

торых должно позволить некогда единому мусульманскому миру

выйти на уровень открытости к диалогу с другими цивилизациями.