Previous Page  7 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 20 Next Page
Page Background

Реализация концепции проблемного обучения на занятиях по английскому языку…

Гуманитарный вестник

# 7·2017 7

мосвязанное обучение

(на передний план выходит интегрированное

обучение чтению, письму, аудированию, говорению с главенствую-

щей ролью последнего), а также очевидным принципам проблемно-

сти, активности, наглядности, межпредметной координации, комму-

никативности, самостоятельности, необходимого доброжелательного

общения педагога и студентов, когда с вниманием относятся ко всем

высказанным мыслям, идеям и гипотезам (подробно о принципах

обучения см. [16, с. 94–116]).

Особенности методологии проблемного обучения.

Проблем-

ные методы — это методы, основанные на создании проблемных си-

туаций. Выделяют следующие методы, используемые при проблем-

ном обучении:

1) проблемное изложение представляет собой промежуточный

метод, переходный от объяснительно-иллюстративного типа к соб-

ственно проблемному обучению. При проблемном изложении не да-

ются готовые знания, а ставится и раскрывается проблема как поиск

научной истины. Вместе с преподавателем учащиеся следят за про-

цессом поиска, рассуждают, поддерживают обоснование одной вер-

сии и отвергают другую как несостоятельную в каком-то отношении;

2) репродуктивный метод применяется для осмысления усвоения

теоретических знаний, отработки умений и навыков, заучивания

учебного материала и т. д.;

3) практический метод является сочетанием приемов отработки

навыков практических действий по изготовлению предметов, пред-

полагает деятельность, связанную с техническим моделированием и

конструированием;

4) частично-поисковый метод используется в ситуациях, где объ-

яснения преподавателя перемежаются с собственной поисковой дея-

тельностью студентов по выполнению работ, требующих самостоя-

тельного прохождения всех этапов познавательного процесса;

5) исследовательский метод задействует умственные и творче-

ские способности по формулировке проблемы и нахождению путей

ее решения [17].

Отметим, что методы проблемного обучения на занятиях по ан-

глийскому языку целесообразно использовать при обучении всем видам

речевой деятельности (говорению, чтению, письму, аудированию) и на

разных этапах обучения, на каждом из которых может применяться си-

стема упражнений, основанная на проблемной ситуации: специальные

тексты профессионально ориентированного содержания с недостающей

информацией, которую нужно запросить/найти, проанализировать, про-

интерпретировать и включить в текст (обучение чтению); специальные

слайды/видеоматериалы, которые подлежат объяснению и комментиро-

ванию со стороны студентов [18]; проведение анкетирования, викто-

рин, круглых столов, проблемных дискуссий, деловых игр и т. д.