Реализация концепции проблемного обучения на занятиях по английскому языку…
Гуманитарный вестник
# 7·2017 7
мосвязанное обучение
(на передний план выходит интегрированное
обучение чтению, письму, аудированию, говорению с главенствую-
щей ролью последнего), а также очевидным принципам проблемно-
сти, активности, наглядности, межпредметной координации, комму-
никативности, самостоятельности, необходимого доброжелательного
общения педагога и студентов, когда с вниманием относятся ко всем
высказанным мыслям, идеям и гипотезам (подробно о принципах
обучения см. [16, с. 94–116]).
Особенности методологии проблемного обучения.
Проблем-
ные методы — это методы, основанные на создании проблемных си-
туаций. Выделяют следующие методы, используемые при проблем-
ном обучении:
1) проблемное изложение представляет собой промежуточный
метод, переходный от объяснительно-иллюстративного типа к соб-
ственно проблемному обучению. При проблемном изложении не да-
ются готовые знания, а ставится и раскрывается проблема как поиск
научной истины. Вместе с преподавателем учащиеся следят за про-
цессом поиска, рассуждают, поддерживают обоснование одной вер-
сии и отвергают другую как несостоятельную в каком-то отношении;
2) репродуктивный метод применяется для осмысления усвоения
теоретических знаний, отработки умений и навыков, заучивания
учебного материала и т. д.;
3) практический метод является сочетанием приемов отработки
навыков практических действий по изготовлению предметов, пред-
полагает деятельность, связанную с техническим моделированием и
конструированием;
4) частично-поисковый метод используется в ситуациях, где объ-
яснения преподавателя перемежаются с собственной поисковой дея-
тельностью студентов по выполнению работ, требующих самостоя-
тельного прохождения всех этапов познавательного процесса;
5) исследовательский метод задействует умственные и творче-
ские способности по формулировке проблемы и нахождению путей
ее решения [17].
Отметим, что методы проблемного обучения на занятиях по ан-
глийскому языку целесообразно использовать при обучении всем видам
речевой деятельности (говорению, чтению, письму, аудированию) и на
разных этапах обучения, на каждом из которых может применяться си-
стема упражнений, основанная на проблемной ситуации: специальные
тексты профессионально ориентированного содержания с недостающей
информацией, которую нужно запросить/найти, проанализировать, про-
интерпретировать и включить в текст (обучение чтению); специальные
слайды/видеоматериалы, которые подлежат объяснению и комментиро-
ванию со стороны студентов [18]; проведение анкетирования, викто-
рин, круглых столов, проблемных дискуссий, деловых игр и т. д.