Реализация концепции проблемного обучения на занятиях по английскому языку…
Гуманитарный вестник
# 7·2017 3
ния, умения и навыки усваиваются студентом как плод его собствен-
ного труда, что, несомненно, повышает мотивацию к дальнейшему
изучению языка.
Проблемное обучение на уроках английского языка дополняет
традиционное иллюстративно-объяснительное обучение, однако оно
профилирует отход от пассивного обучения, заставляя студентов
мыслить, творить, искать совместно с преподавателем ответы на
сложные жизненные вопросы. Роль преподавателя при этом остается
значимой: он направляет учащихся на самостоятельный поиск путей
решения проблемы; способствует совместному анализу ситуации;
побуждает мыслительную деятельность наводящими и отчасти про-
вокационными вопросами; объясняет содержание наиболее сложных
понятий, культурологических и языковых явлений; подталкивает к
самостоятельному выявлению и формулированию проблемной зада-
чи, а также нахождению способов ее решения; активизирует исполь-
зование имеющихся лингвистических, культурологических и профес-
сиональных знаний, творческое применение языкового материала и
его адаптацию к разным коммуникативным ситуациям. В целом схе-
ма проблемного обучения — это последовательность процедур,
включающих постановку преподавателем учебно-проблемной задачи,
создание для учащихся проблемной ситуации; осознание сущности за-
труднения и постановку проблемы; интерпретацию и самостоятельное
разрешение возникшей проблемы путем догадки, выдвижения гипотезы
и ее обоснования различными способами; доказательство гипотезы;
проверку правильности решения проблемы; применение полученных
знаний для решения практических задач [7, 8].
Под проблемной задачей (заданием) в данной статье понимается
форма организации учебного материала с заранее заданными условия-
ми и неизвестными данными. В проблемном задании даются указания
для самостоятельной поисково-познавательной деятельности учащихся,
направленной на получение необходимого результата и использование
необходимого языкового материала. Проблемные задания выполняют с
помощью мозгового штурма, поиска материала, составления дорожной
карты, эксперимента, эвристической беседы, учебной дискуссии, про-
блемной демонстрации, игровой/имитационной деловой проблемной
ситуации, исследовательской лабораторной работы, проблемного фрон-
тального или концептуального эксперимента, сочинительства, моде-
лирования, проектирования, чертежа, изобретательства и т. д. Про-
блемная ситуация — это состояние умственного затруднения учащихся,
вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов
деятельности для решения поставленной задачи [9]. Например, ситуа-
ции с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, заве-
домо допущенными ошибками, неизвестными целями, объектами, спо-
собами, условиями деятельности; поиск непротиворечивого и доказа-