Previous Page  3 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 20 Next Page
Page Background

Реализация концепции проблемного обучения на занятиях по английскому языку…

Гуманитарный вестник

# 7·2017 3

ния, умения и навыки усваиваются студентом как плод его собствен-

ного труда, что, несомненно, повышает мотивацию к дальнейшему

изучению языка.

Проблемное обучение на уроках английского языка дополняет

традиционное иллюстративно-объяснительное обучение, однако оно

профилирует отход от пассивного обучения, заставляя студентов

мыслить, творить, искать совместно с преподавателем ответы на

сложные жизненные вопросы. Роль преподавателя при этом остается

значимой: он направляет учащихся на самостоятельный поиск путей

решения проблемы; способствует совместному анализу ситуации;

побуждает мыслительную деятельность наводящими и отчасти про-

вокационными вопросами; объясняет содержание наиболее сложных

понятий, культурологических и языковых явлений; подталкивает к

самостоятельному выявлению и формулированию проблемной зада-

чи, а также нахождению способов ее решения; активизирует исполь-

зование имеющихся лингвистических, культурологических и профес-

сиональных знаний, творческое применение языкового материала и

его адаптацию к разным коммуникативным ситуациям. В целом схе-

ма проблемного обучения — это последовательность процедур,

включающих постановку преподавателем учебно-проблемной задачи,

создание для учащихся проблемной ситуации; осознание сущности за-

труднения и постановку проблемы; интерпретацию и самостоятельное

разрешение возникшей проблемы путем догадки, выдвижения гипотезы

и ее обоснования различными способами; доказательство гипотезы;

проверку правильности решения проблемы; применение полученных

знаний для решения практических задач [7, 8].

Под проблемной задачей (заданием) в данной статье понимается

форма организации учебного материала с заранее заданными условия-

ми и неизвестными данными. В проблемном задании даются указания

для самостоятельной поисково-познавательной деятельности учащихся,

направленной на получение необходимого результата и использование

необходимого языкового материала. Проблемные задания выполняют с

помощью мозгового штурма, поиска материала, составления дорожной

карты, эксперимента, эвристической беседы, учебной дискуссии, про-

блемной демонстрации, игровой/имитационной деловой проблемной

ситуации, исследовательской лабораторной работы, проблемного фрон-

тального или концептуального эксперимента, сочинительства, моде-

лирования, проектирования, чертежа, изобретательства и т. д. Про-

блемная ситуация — это состояние умственного затруднения учащихся,

вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов

деятельности для решения поставленной задачи [9]. Например, ситуа-

ции с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, заве-

домо допущенными ошибками, неизвестными целями, объектами, спо-

собами, условиями деятельности; поиск непротиворечивого и доказа-