Гуманитарный вестник
# 7·2017 1
УДК 378.1, 811.111-26 DOI 10.18698/2306-8477-2017-7-450
Реализация концепции проблемного обучения
на занятиях по английскому языку в техническом вузе
© Н.Н. Николаева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрено проблемное обучение как одна из современных и эффективных ме-
тодик обучения специализированному английскому языку и формирования требуе-
мых государственными стандартами нового поколения общекультурных и про-
фессиональных компетенций. На примере описания и анализа конкретных про-
блемных ситуаций показаны стратегии обучения английскому языку в рамках
данной методики, выявлены их преимущества и недостатки. Особое внимание
уделено методу кейс-стади: описано поэтапное проведение занятий, даны приме-
ры, схемы и рекомендации по работе с кейсами, англоязычные речевые клише, об-
разцы решения проблемных заданий, проанализирована деятельность студентов,
охарактеризована роль преподавателя и обоснована целесообразность применения
метода кейс-стади на занятиях по английскому языку.
Ключевые слова:
проблемное обучение, английский язык для специальных целей,
методика обучения иностранным языкам в вузе, проблемная ситуация, проблем-
ные задачи, метод кейс-стади, творческая деятельность
Методика обучения иностранным языкам в технических вузах
претерпевает значительные изменения в связи с реализацией новых
федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС
ВО 3+), в которых прописаны ориентиры для учреждений высшего
профессионального образования при разработке и реализации про-
грамм бакалавриата, специалитета, магистратуры и др. Во главу угла
ставится «конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к
которому (которым) готовится учащийся, исходя из потребностей
рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических
ресурсов организации» [1].
Преподавание английского языка в техническом вузе ориентиро-
вано прежде всего на выполнение требований выпускающих кафедр,
которые, основываясь на новых стандартах, выделяют довольно об-
ширный спектр формируемых компетенций. Так, например, при
освоении дисциплины «Английский язык» в МГТУ им. Н.Э. Баумана
планируется формирование следующих компетенций, предусмотрен-
ных основной профессиональной образовательной программой на
основе ФГОС по направлению подготовки/специальности 16.03.01
«Техническая физика»:
«СОК-5 — способность к коммуникации в устной и письменной
формах на русском и иностранном языках для решения задач меж-
личностного и межкультурного взаимодействия;