Previous Page  8 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 20 Next Page
Page Background

Н.Н. Николаева

8

Гуманитарный вестник

# 7·2017

(обучение говорению); схемы, диаграммы, таблицы, анаграммы, пик-

тограммы, которые студенты заполняют и интерпретируют, запра-

шивая/проводя поиск недостающей информации (обучение письму);

индивидуальные прослушивания магнитофонных записей с после-

дующим комментарием для остальных студентов, находящихся в

учебной аудитории [19] (обучение аудированию); задания на упо-

требление лексических единиц и грамматических структур в затруд-

ненных условиях. Как показывает практика, использование этих и

подобных упражнений в студенческих аудиториях очень эффек-

тивно: выполняя их, студенты погружаются как в обстановку реаль-

ного общения в группе, так и в различные коммуникативные ситуа-

ции, имитирующие их будущую профессиональную деятельность.

Однако, несмотря на то что принципы и методы проблемного

обучения активно разрабатываются и внедряются на всех этапах об-

разовательного процесса от начального до высшего, еще остается

большой простор для творчества самого преподавателя и студентов

по выработке собственных методов, форм и приемов реализации. Ав-

тор статьи на собственном опыте убедился, что одним из эффектив-

ных и любимых студентами приемов организации учебной деятель-

ности в рамках проблемного обучения является анализ конкретных

ситуаций (кейсов).

Реализация принципов проблемности в форме анализа кон-

кретных профессионально ориентированных

ситуаций (метод

кейс-стади)

. Анализ конкретных ситуаций — это методический при-

ем моделирования различных профессиональных ситуаций с целью

обучения студентов процедуре их анализа и нахождению решений

предполагаемых затруднений. Кейс-стади изменяет привычную об-

становку на занятиях, развивает аналитические и творческие способ-

ности, формирует практические навыки и умения, необходимые для

адаптации в профессиональной среде и меняющихся жизненных реа-

лиях. Преимущество этого приема заключается в том, что в студен-

ческой аудитории есть возможность воссоздать конкретные про-

блемные ситуации, взятые из профессиональной практики. Студенты

с особым энтузиазмом участвуют в анализе ситуации и находят оп-

тимальные решения, так как темы им близки и понятны, а следова-

тельно, интересны и актуальны. Конкретная профессиональная ситу-

ация заставляет студента осознать поведение человека в рабочей об-

становке. Он должен мобилизовать свой опыт, знания, навыки,

суметь вжиться в образ определенного лица, профессионала, понять

его действия, оценить обстановку и найти правильную линию пове-

дения. Используемые методы проблемного обучения (частично-

поисковый, исследовательский, практический) в процессе реализации

кейс-стади способствуют формированию у студентов умений ориен-

тироваться в различных профессиональных обстоятельствах, давать