Н.Н. Николаева
8
Гуманитарный вестник
# 7·2017
(обучение говорению); схемы, диаграммы, таблицы, анаграммы, пик-
тограммы, которые студенты заполняют и интерпретируют, запра-
шивая/проводя поиск недостающей информации (обучение письму);
индивидуальные прослушивания магнитофонных записей с после-
дующим комментарием для остальных студентов, находящихся в
учебной аудитории [19] (обучение аудированию); задания на упо-
требление лексических единиц и грамматических структур в затруд-
ненных условиях. Как показывает практика, использование этих и
подобных упражнений в студенческих аудиториях очень эффек-
тивно: выполняя их, студенты погружаются как в обстановку реаль-
ного общения в группе, так и в различные коммуникативные ситуа-
ции, имитирующие их будущую профессиональную деятельность.
Однако, несмотря на то что принципы и методы проблемного
обучения активно разрабатываются и внедряются на всех этапах об-
разовательного процесса от начального до высшего, еще остается
большой простор для творчества самого преподавателя и студентов
по выработке собственных методов, форм и приемов реализации. Ав-
тор статьи на собственном опыте убедился, что одним из эффектив-
ных и любимых студентами приемов организации учебной деятель-
ности в рамках проблемного обучения является анализ конкретных
ситуаций (кейсов).
Реализация принципов проблемности в форме анализа кон-
кретных профессионально ориентированных
ситуаций (метод
кейс-стади)
. Анализ конкретных ситуаций — это методический при-
ем моделирования различных профессиональных ситуаций с целью
обучения студентов процедуре их анализа и нахождению решений
предполагаемых затруднений. Кейс-стади изменяет привычную об-
становку на занятиях, развивает аналитические и творческие способ-
ности, формирует практические навыки и умения, необходимые для
адаптации в профессиональной среде и меняющихся жизненных реа-
лиях. Преимущество этого приема заключается в том, что в студен-
ческой аудитории есть возможность воссоздать конкретные про-
блемные ситуации, взятые из профессиональной практики. Студенты
с особым энтузиазмом участвуют в анализе ситуации и находят оп-
тимальные решения, так как темы им близки и понятны, а следова-
тельно, интересны и актуальны. Конкретная профессиональная ситу-
ация заставляет студента осознать поведение человека в рабочей об-
становке. Он должен мобилизовать свой опыт, знания, навыки,
суметь вжиться в образ определенного лица, профессионала, понять
его действия, оценить обстановку и найти правильную линию пове-
дения. Используемые методы проблемного обучения (частично-
поисковый, исследовательский, практический) в процессе реализации
кейс-стади способствуют формированию у студентов умений ориен-
тироваться в различных профессиональных обстоятельствах, давать