Previous Page  5 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 20 Next Page
Page Background

Реализация концепции проблемного обучения на занятиях по английскому языку…

Гуманитарный вестник

# 7·2017 5

Sylvia in the restaurant?

В таком случае от студентов требуется не

столько выполнить расчеты, сколько определить релевантную ин-

формацию для решения проблемы, отбросить ненужные данные и

найти наиболее рациональное решение задачи. Для этого необходимо

привлечь аналитические способности студентов и провести мозговой

штурм [12] с письменной фиксацией всех без исключения идей, что

побуждает к групповому обсуждению проблемы на английском язы-

ке и развивает англоязычную устную и письменную речь, а также

умение синтезировать и интерпретировать идеи, делать обобщения и

выводы. Как правило, решение находится следующее:

Only time in-

formation is relevant, so all the money transactions and the speed of Syl-

via’s car can be ignored. Careful reading of the problem reveals that Syl-

via left the restaurant at 9:25. This and her arrival time of 6:18 are all

that matters for solving the problem. Once we know what is relevant and

what is not, the solution is easy.

Данный этап соответствует уровню

по-

лусамостоятельной

активности, который характеризуется приме-

нением усвоенных знаний в новой ситуации и участием студентов в

совместном с преподавателем поиске способа решения поставленной

учебной проблемы. Уровень

самостоятельной

активности, на кото-

ром выполняются работы репродуктивно-поискового типа, когда обуча-

емый самостоятельно конструирует решение задачи среднего и высоко-

го уровней сложности, а помощь педагога при этом минимальна, также

реализуется с использованием задач логико-аналитического типа, но

более сложных и многоаспектных, например, при проведении ролевых

или деловых игр, анализе конкретных профессионально ориентирован-

ных ситуаций (кейсов), о которых речь пойдет далее.

На третьем этапе студентам предлагают задания, задействующие

творческие способности: построить и объяснить схему, таблицу,

план, график, нарисовать рисунок. При этом сама проблема сформу-

лирована таким образом, что ее нельзя решить быстро, устно, одно-

сторонне; она требует обдумывания, рефлексии, нестандартного ре-

шения, привлечения противоположных точек зрения. Приведем не-

сколько таких задач, опробованных на практике и доказавших свою

эффективность.

Задача о буддистском монахе:

A Buddhist monk has to make a pil-

grimage and stay overnight in a temple that is at the top of a high mountain.

The road spirals around and around the mountain. The monk begins walking

up the mountain at sunrise. He walks all day long and finally reaches the top

at about sunset. He stays all night in the temple and performs his devotions.

At sunrise the next day the monk begins walking down the mountain. It takes

him much less time than walking up, and he is at the bottom shortly after

noon. The question is: Is there a point on the road when he was coming down

that he passed at the same time of day when he was corning up the mountain?

[13]. Эта задача решается легко, если нарисовать дорогу в горах и пред-