Н.Н. Николаева
4
Гуманитарный вестник
# 7·2017
тельного ответа (приема, способа, правила решения); различные точ-
ки зрения на один и тот же вопрос; социальные (общественно-
политические, экономические, технические) противоречия, противо-
речия теории и практики и др.
Так, при изучении темы «Wealth, money, shopping» группе сту-
дентов-математиков первого курса предлагается решить следующую
математическую задачу:
Solve this problem: Sylvia bought four
hamburgers at $1.25 each, two orders of french fries at 65 cents, and three
large sodas at 75 cents. How much change did she get from a 10-dollar bill?
Задача не так проста, как кажется на первый взгляд, алгоритм ее реше-
ния способствует овладению техникой работы над проблемными зада-
чами. В данном случае речь идет не только о простых математических
вычислениях, которые студенты должны выполнить вслух на англий-
ском языке и, соответственно, найти/запросить соответствующие лек-
сические единицы и речевые образцы, но и о том, как выявить в ней
проблему и построить математический алгоритм ее решения.
На первом этапе студентам предлагается технология решения
проблемы:
A five-steps strategy called IDEAL: I — Identify problems and
opportunities; D — Define goals and represent the problem; E — Explore
possible strategies; A — Anticipate outcomes and act; L — Look back and
learn
[10, с. 14]. Каждый шаг сопровождается побуждающими вопро-
сами:
«What is the difference between where I am now and where I want
to be? What can I do to reduce that difference?»
Чтобы помочь решить
проблему Сильвии, студентам даются подсказки:
1) figure how much
Sylvia spent on hamburgers; 2) figure how much Sylvia spent on french
fries; 3) figure how much Sylvia spent on sodas; 4) figure how much Syl-
via spent in total; 5) figure how much change Sylvia gets from $10.00.
Однако более целесообразно дать только первую подсказку, побудив
студентов к самостоятельному формулированию аналогичных шагов
на английском языке, способствуя закреплению лексико-грамма-
тических речевых образцов. Данный этап соответствует первому уров-
ню проблемного обучения [11], т. е. обычной
несамостоятельной
активности, когда учащиеся полагаются на объяснения педагога, усваи-
вают образцы умственного действия в условиях проблемной ситуации,
выполняют упражнения воспроизводящего характера.
На втором этапе проблема траты денег Сильвией расширяется, к
ней добавляются другие условия, связанные с повседневными собы-
тиями, а не только с математическими вычислениями:
Sylvia walked
into the fast-food restaurant at 6:18 with three friends. Between them, they
bought four hamburgers at $1.25 each, two orders of french fries at 65
cents, and three large sodas at 75 cents. Onion lings were on sale for 55
cents. Sylvia's mother told her to be in by 9:00, but she was already 25
minutes late by the time she and her friends left the restaurant. Sylvia
drove the 3 miles' home at an average of 30 miles per hour. How long was