Н.Н. Николаева
2
Гуманитарный вестник
# 7·2017
СОК-7 — способность к самоорганизации и самообразованию;
СОК-11 — способность анализировать и оценивать уровни своих
компетенций, владение способами приобретения и извлечения зна-
ний, осуществления самостоятельной учебно-познавательной дея-
тельности, выбора наиболее эффективных способов и алгоритмов
решения задач в зависимости от конкретных условий;
СОПК-7 — способность знать второй язык на уровне, позволяю-
щем работать с научно-технической литературой и участвовать в
международном сотрудничестве в сфере профессиональной деятель-
ности;
СПК-5 — способность изучать научно-техническую информа-
цию, отечественный и зарубежный опыт по тематике профессио-
нальной деятельности» [1].
Совокупность целей обучения значительна. Возникает вопрос:
как построить процесс обучения английскому языку в техническом
вузе, какие методы и технологии использовать, чтобы реализовать
поставленные цели, т. е. сформировать все необходимые компетен-
ции? Очевидно, что требуются новые подходы к организации учеб-
ного процесса, обновление форм, методов и средств обучения, разра-
ботка и внедрение в учебный процесс новых педагогических техно-
логий. Одной из таких технологий является концепция проблемного
обучения, предполагающая решение различных проблемных ситуа-
ций с помощью англоязычных языковых средств, рассмотрению ко-
торой и посвящена настоящая статья.
Основные положения концепции проблемного обучения.
Сущность проблемного обучения в самом общем виде состоит в том,
что студентам предлагается задача проблемного характера, основан-
ная на некой ситуации, которую они должны решить, опираясь на
имеющиеся у них знания и умения. Целью проблемного обучения
является усвоение не только результатов научного познания, но и са-
мого процесса их получения, а также формирование познавательной
самостоятельности учащегося и развитие его творческих способно-
стей [2–6]. Поставленная задача должна содержать противоречие,
разрешение которого требует от студентов овладения новыми знани-
ями, умениями и навыками. Преодоление трудностей в ходе решения
проблемной задачи, «путь и результат выполнения которой неизвест-
ны, но подлежат поиску при заданных условиях» [5, с. 7], требует
мобилизации познавательной активности и психических процессов
студентов, включения элементов творческой мыслительно-речевой
деятельности. Решение проблемных задач обеспечивает не только
овладение новыми знаниями, приобретение и использование в речи
англоязычных языковых средств, но и психологическое развитие
обучаемых, их творческих способностей, самостоятельности в до-
стижении своих целей. Полученные в самостоятельном поиске зна-