Н.Н. Николаева
6
Гуманитарный вестник
# 7·2017
ставить, что идут по ней два монаха, один начал движение снизу вверх,
а другой сверху вниз в одно и то же время — на рассвете. Они встре-
тятся? Когда и при каких условиях?
Задача о теннисном турнире:
A tennis tournament was set up with a
series of rounds. The winner of each match advanced to the next round. If
there were an odd number of players in a round, one player (chosen at
random) would advance automatically to the next round. In a tournament
with 147 players, how many matches would take place before a single
winner would be declared?
[14]. В данном случае можно построить
диаграмму различных раундов, но тщательный анализ ситуации и
творческий подход позволяет понять, что после каждого раунда оста-
ется только один проигравший, таким образом, после 146 раундов
будет 146 проигравших. Следовательно, победитель один.
Задача с яблочным пирогом:
Roger baked an apple pie in his oven
in three quarters of an hour. How long would it take him to bake three ap-
ple pies?
[15]. Самый простой способ решения проблемы — это
умножить 45 минут на 3, однако, если подумать и представить/нари-
совать реальную печь или духовой шкаф, то можно увидеть, что в
них одновременно можно выпечь сразу три яблочных пирога. Отме-
тим, что при решении творческих задач преподаватель должен избе-
гать спешки и жестких временных ограничений. Это уровень
твор-
ческой активности
, который характеризуется выполнением работ,
требующих воображения, открытия нового способа решения, само-
стоятельного доказательства.
Описанные задания, по мнению автора, воздействуют на познава-
тельную потребность обучения и создают внутренние условия для
активного усвоения новых знаний и способов деятельности, так как,
будучи профессионально ориентированными и значимыми для сту-
дентов, задания достаточно мотивируют и пробуждают интерес к со-
держанию проблемы. Как сами подобные проблемные задания и си-
туации, так и способы работы с ними соответствуют таким дидакти-
ческим принципам обучения, как
индивидуализация
обучения
(учитывают особенности каждого учащегося как личности, позволя-
ют ему проявить свой жизненный опыт, знания, интересы, желания,
эмоции, чувства в процессе обсуждения проблемы и путей ее реше-
ния);
доступность
(опираются на имеющиеся профессиональные и
лингвистические знания студентов);
научность, сознательность
и
функциональность
(обучают студентов мыслить с помощью обще-
научных методов познания и анализа, разумно и осмысленно исполь-
зовать приемлемые и функционально эффективные в данном профес-
сиональном дискурсе языковые единицы и структуры, что способ-
ствует их лучшему восприятию и усвоению);
системность
и
последовательность
(предполагают организацию пошагового, си-
стемного анализа проблемной ситуации);
устное опережение
и
взаи-