К.В. Федоров, Т.Р. Суздалева
8
Гуманитарный вестник
# 5·2016
основательным, чем в классических гимназиях, преподаванием мате-
матики, естествознания, русского и современных иностранных язы-
ков, черчения. Более того, они считали целесообразным введение в
реальных гимназиях латинского языка для тех учащихся, которые
пожелают поступать на физико-математический и медицинский фа-
культеты университетов или в медико-хирургическую академию.
Однако в Особом присутствии большинство (9 против 6) осталось за
Д.А. Толстым [2, с. 296, 297].
Но в мае 1871 г. в общем собрании Государственного совета, где
обычно дела рассматривались формально, министр народного про-
свещения неожиданно потерпел поражение. Большинство членов
высшего законосовещательного органа Российской империи (29 про-
тив 18), движимые, по остроумному замечанию современника, одним
из самых сильных человеческих чувств — родительской любовью,
проголосовали против предложения Д.А. Толстого. Они считали не-
справедливым закрыть доступ в университеты молодым людям, изу-
чавшим по преимуществу «положительные науки», и допускать в
«храм науки» только тех, кто изучал «языки древние, языки мерт-
вые». Однако Александр II встал на сторону меньшинства и повелел
не допускать окончивших курс в реальных училищах ни на один из
факультетов университетов. В июне 1871 г. он одобрил предложения
Д.А. Толстого и повелел представить в Государственный совет соот-
ветствующие документы [4, с. 523, 524].
17 февраля 1872 г. в особом присутствии Государственного сове-
та рассматривался проект Устава реальных училищ. На сей раз 9 чле-
нов особого присутствия выступили против проекта Министерства
народного просвещения и лишь 6 поддержали его. В Общем собра-
нии Государственного совета 3 апреля 1872 г. Д.А. Толстой вновь
оказался в меньшинстве. Его оппоненты предложили альтернатив-
ный план, в соответствии с которым реальные училища предполага-
лось превратить в параллельные гимназиям общеобразовательные
школы с усиленным преподаванием математики и естествознания
[4, с. 526, 527]. И вновь император согласился с мнением меньшинства
Государственного совета и 15 мая 1872 г. утвердил «Устав реальных
училищ ведомства Министерства народного просвещения» [26].
Устав гласил: «Реальные училища имеют целью доставлять уча-
щемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к
практическим потребностям и к приобретению технических позна-
ний» [27, с. 52]. Таким образом, цель, с которой создавались реаль-
ные училища, была сформулирована в слишком общем виде. Впо-
следствии это породило различные интерпретации. Не прояснили си-
туацию и министерские циркуляры 15 мая и 31 июля 1872 г., в
которых указывалось, что реальные училища «являются своего рода