Гуманитарный вестник
# 5·2016 1
УДК 94 (470) DOI 10.18698/2306-8477-2016-05-364
Реальное образование в контексте исторического
развития России во второй половине XIX —
начале XX века
© К.В. Федоров, Т.Р. Суздалева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Исследованы проблемы реального образования в Российской империи. Рассмотре-
ны цели и результаты школьных реформ XIX в., деятельность Министерства
народного просвещения. В центре внимания авторов — борьба между сторонни-
ками и противниками реального образования в России.
Ключевые слова:
классическое и реальное образование, Министерство народного
просвещения, школьные реформы, гимназии, реальные училища, высшее техниче-
ское образование, университеты.
В советское время дореволюционная система образования в Рос-
сии подвергалась жесткой, часто незаслуженной критике. В своем
знаменитом выступлении на III съезде ВЛКСМ В.И. Ленин утвер-
ждал, что она была «школой муштры, школой зубрежки», которая
«заставляла людей усваивать массу ненужных, лишних, мертвых
знаний». И хотя основатель Советского государства предостерегал
против одностороннего подхода и призывал «взять то хорошее, что
было в старой школе» [1, с. 303, 305], ее богатый, пусть и неодно-
значный опыт был фактически отвергнут советской педагогикой.
Истории российской школы посвящена обширная и разнообраз-
ная литература. Яркие картины гимназической жизни и остроумные
характеристики учителей мы находим в произведениях А.П. Чехова,
К.Г. Паустовского, Н.Г. Гарина-Михайловского, К.И. Чуковского.
Большую ценность с точки зрения восприятия системы образования
современниками представляет мемуарная литература. Дореволюцион-
ная официальная историография представлена трудами П.А. Алешин-
цева, В.В. Григорьева, С.В. Рождественского, в которых содержится
прямая апология деятельности Министерства народного просвещения
[2–4]. Советские историки, напротив, чтобы доказать преимущества со-
циалистической системы образования, акцентировали внимание на не-
достатках старой школы, игнорируя ее достижения [5–7]. Лишь в по-
следние десятилетия сложились условия, позволяющие объективно
оценить исторический опыт отечественной педагогики, что нашло
отражение в работах современных российских авторов [8–12].
Однако большая часть литературы о дореволюционной школе за
редким исключением посвящена гимназиям. О втором из двух ос-