Previous Page  5 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 19 Next Page
Page Background

Реальное образование в контексте исторического развития России…

Гуманитарный вестник

# 5·2016 5

требностей жизни. Предложенный Ученым комитетом проект не

удовлетворял ни одну из сторон [4, с. 436].

Перед Министерством народного просвещения стояла очень

трудная задача. Необходимо было найти разумный компромисс меж-

ду двумя типами средней школы. В 1863 г. Ученый комитет подгото-

вил третий по счету «Проект устава гимназий и прогимназий». После

обсуждения в Государственном совете и внесения исправлений

19 ноября 1864 г. Устав был высочайше утвержден императором

Александром II, поставившим на документе собственноручную резо-

люцию: «Быть по сему» [20, с. 44, 45].

Устав провозгласил целью гимназий дать учащимся общее обра-

зование и подготовить их к поступлению в университеты и «другие

высшие специальные училища». Были сняты сословные ограничения

для поступавших в гимназии детей. В Уставе 1864 г. говорилось:

«В гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний без раз-

личия звания и вероисповедания» [21, с. 45, 56].

Разрешение спора между сторонниками «классицизма» и «реа-

лизма» было предоставлено опыту. «По различию предметов, содей-

ствующих общему образованию, и по различию целей гимназическо-

го обучения» было произведено деление гимназий на три типа:

1) классическая гимназия с двумя древними языками; 2) классическая

гимназия с латинским языком; 3) реальная гимназия без древних

языков. В реальной гимназии большее внимание уделялось изучению

математики, физики, естественной истории, черчению. В ее учебном

плане не предусматривалось преподавание латыни, но при этом на

русский язык и на современные иностранные языки (французский

или немецкий) выделялось даже больше времени, чем в классической

гимназии. Однако право поступать в университеты давал только ат-

тестат об окончании классической гимназии. После окончания реаль-

ной гимназии можно было поступать лишь в высшие специальные

учебные заведения [21, с. 70]. Таким образом, выпускники реальных

гимназий ставились в неравное положение по сравнению с выпуск-

никами классических гимназий.

При определении типа гимназии учитывались местные условия,

ходатайства местных обществ в пользу того или иного направления,

процент поступивших в университеты выпускников гимназий, опре-

делившийся ранее профиль гимназии, мнение министерства. По

настоянию А.В. Головнина, занимавшего пост министра народного

просвещения с 1861 по 1865 г., Государственный совет согласился,

что первоначально число реальных гимназий не должно превышать

четверти от общего числа средних учебных заведений. Исходя из

вышесказанного, было принято решение преобразовать в реальные

7-ю Петербургскую, 3-ю Московскую, Архангельскую, Белоцерков-