Реальное образование в контексте исторического развития России…
Гуманитарный вестник
# 5·2016 5
требностей жизни. Предложенный Ученым комитетом проект не
удовлетворял ни одну из сторон [4, с. 436].
Перед Министерством народного просвещения стояла очень
трудная задача. Необходимо было найти разумный компромисс меж-
ду двумя типами средней школы. В 1863 г. Ученый комитет подгото-
вил третий по счету «Проект устава гимназий и прогимназий». После
обсуждения в Государственном совете и внесения исправлений
19 ноября 1864 г. Устав был высочайше утвержден императором
Александром II, поставившим на документе собственноручную резо-
люцию: «Быть по сему» [20, с. 44, 45].
Устав провозгласил целью гимназий дать учащимся общее обра-
зование и подготовить их к поступлению в университеты и «другие
высшие специальные училища». Были сняты сословные ограничения
для поступавших в гимназии детей. В Уставе 1864 г. говорилось:
«В гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний без раз-
личия звания и вероисповедания» [21, с. 45, 56].
Разрешение спора между сторонниками «классицизма» и «реа-
лизма» было предоставлено опыту. «По различию предметов, содей-
ствующих общему образованию, и по различию целей гимназическо-
го обучения» было произведено деление гимназий на три типа:
1) классическая гимназия с двумя древними языками; 2) классическая
гимназия с латинским языком; 3) реальная гимназия без древних
языков. В реальной гимназии большее внимание уделялось изучению
математики, физики, естественной истории, черчению. В ее учебном
плане не предусматривалось преподавание латыни, но при этом на
русский язык и на современные иностранные языки (французский
или немецкий) выделялось даже больше времени, чем в классической
гимназии. Однако право поступать в университеты давал только ат-
тестат об окончании классической гимназии. После окончания реаль-
ной гимназии можно было поступать лишь в высшие специальные
учебные заведения [21, с. 70]. Таким образом, выпускники реальных
гимназий ставились в неравное положение по сравнению с выпуск-
никами классических гимназий.
При определении типа гимназии учитывались местные условия,
ходатайства местных обществ в пользу того или иного направления,
процент поступивших в университеты выпускников гимназий, опре-
делившийся ранее профиль гимназии, мнение министерства. По
настоянию А.В. Головнина, занимавшего пост министра народного
просвещения с 1861 по 1865 г., Государственный совет согласился,
что первоначально число реальных гимназий не должно превышать
четверти от общего числа средних учебных заведений. Исходя из
вышесказанного, было принято решение преобразовать в реальные
7-ю Петербургскую, 3-ю Московскую, Архангельскую, Белоцерков-