Реальное образование в контексте исторического развития России…
Гуманитарный вестник
# 5·2016 3
стигнет ни одна реальная школа в мире». Н.И. Пирогов встал на за-
щиту «классицизма», под которым он понимал гуманитарное («об-
щечеловеческое») образование [16, с. 571].
Статья «Вопросы жизни», написанная в ярком, полемичном сти-
ле, вызвала громкий общественный резонанс. На защиту классиче-
ского образования выступил редактор «Московских ведомостей»
М.Н. Катков, служивший рупором сторонников охранительного
направления в политической и интеллектуальной элите России. Он
утверждал, что классическое образование «важно не только для по-
прища деятеля политического, или юриста, или ученого-врача, или
естествоиспытателя; оно признается необходимым условием и для
высшего развития технической деятельности» [17, с. 481, 482]. Одна-
ко за рассуждениями об универсальности классического образования
скрывался политико-идеологический подтекст. В изучении древних
языков М.Н. Катков видел залог умственного и нравственного воспи-
тания юношества, в распространении естественных наук — пита-
тельную почву для нигилизма [17, с. 27].
Иную позицию занимал К.Д. Ушинский. Соглашаясь с тезисом
Н.И. Пирогова о том, что «всякому специальному образованию
должно предшествовать гуманное воспитание», выдающийся рус-
ский педагог категорически возражал против отождествления обще-
человеческого аспекта образования с изучением древних языков.
К.Д. Ушинский призвал «поставить во главе гуманного образования»
изучение не древних языков, а родного языка. Он резонно полагал,
что намерение сделать необходимым условием приема в университет
знание классических языков лишь «бесполезно затруднит для многих
поступление в него» [18, с. 46, 47]. Большая часть российской обще-
ственности выражала неудовлетворенность состоянием дел в школь-
ном образовании и выступала за его сближение с реалиями совре-
менной жизни.
Необходимость реформы системы образования была осознана не
только общественностью, но и правящими кругами России. 5 марта
1856 г. министр народного просвещения А.С. Норов испросил высо-
чайшего разрешения на проведение реформы системы образования в
России. Разработка соответствующей нормативной базы была возло-
жена на Ученый комитет при Главном правлении училищ. К февралю
1860 г. Ученый комитет подготовил «Проект устава низших и сред-
них училищ». Он предусматривал создание восьмилетних гимназий,
в которых в последние три года обучения должны были создаваться
естественно-математическое и филологическое отделения. 17 марта
1860 г. проект был разослан всем педагогическим советам и напеча-
тан в журнале министерства, санкт-петербургских и московских
«Ведомостях». Таким образом, предложения Ученого комитета были