Previous Page  3 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 19 Next Page
Page Background

Реальное образование в контексте исторического развития России…

Гуманитарный вестник

# 5·2016 3

стигнет ни одна реальная школа в мире». Н.И. Пирогов встал на за-

щиту «классицизма», под которым он понимал гуманитарное («об-

щечеловеческое») образование [16, с. 571].

Статья «Вопросы жизни», написанная в ярком, полемичном сти-

ле, вызвала громкий общественный резонанс. На защиту классиче-

ского образования выступил редактор «Московских ведомостей»

М.Н. Катков, служивший рупором сторонников охранительного

направления в политической и интеллектуальной элите России. Он

утверждал, что классическое образование «важно не только для по-

прища деятеля политического, или юриста, или ученого-врача, или

естествоиспытателя; оно признается необходимым условием и для

высшего развития технической деятельности» [17, с. 481, 482]. Одна-

ко за рассуждениями об универсальности классического образования

скрывался политико-идеологический подтекст. В изучении древних

языков М.Н. Катков видел залог умственного и нравственного воспи-

тания юношества, в распространении естественных наук — пита-

тельную почву для нигилизма [17, с. 27].

Иную позицию занимал К.Д. Ушинский. Соглашаясь с тезисом

Н.И. Пирогова о том, что «всякому специальному образованию

должно предшествовать гуманное воспитание», выдающийся рус-

ский педагог категорически возражал против отождествления обще-

человеческого аспекта образования с изучением древних языков.

К.Д. Ушинский призвал «поставить во главе гуманного образования»

изучение не древних языков, а родного языка. Он резонно полагал,

что намерение сделать необходимым условием приема в университет

знание классических языков лишь «бесполезно затруднит для многих

поступление в него» [18, с. 46, 47]. Большая часть российской обще-

ственности выражала неудовлетворенность состоянием дел в школь-

ном образовании и выступала за его сближение с реалиями совре-

менной жизни.

Необходимость реформы системы образования была осознана не

только общественностью, но и правящими кругами России. 5 марта

1856 г. министр народного просвещения А.С. Норов испросил высо-

чайшего разрешения на проведение реформы системы образования в

России. Разработка соответствующей нормативной базы была возло-

жена на Ученый комитет при Главном правлении училищ. К февралю

1860 г. Ученый комитет подготовил «Проект устава низших и сред-

них училищ». Он предусматривал создание восьмилетних гимназий,

в которых в последние три года обучения должны были создаваться

естественно-математическое и филологическое отделения. 17 марта

1860 г. проект был разослан всем педагогическим советам и напеча-

тан в журнале министерства, санкт-петербургских и московских

«Ведомостях». Таким образом, предложения Ученого комитета были