Previous Page  9 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 19 Next Page
Page Background

Реальное образование в контексте исторического развития России…

Гуманитарный вестник

# 5·2016 9

малыми или средними политехническими институтами, оказываю-

щими в Западной Европе существенную пользу торговле и промыш-

ленности» [4, с. 534, 535]. С другой стороны, они не должны быть

профессиональными школами, но должны сохранять общеобразова-

тельный характер.

В соответствии с Уставом курс обучения в реальных училищах

длился 6 лет (в гимназии — 8 лет). Значительно шире, чем в гимна-

зиях, «реалистам» преподавались математика, физика, черчение, обя-

зательными были 2 новых иностранных языка (при отсутствии древ-

них). При реальных училищах создавались лаборатории, мастерские.

К преподаванию в них допускались выпускники Технологического,

Горного и других институтов, знакомые с производством.

5–6-е классы реальных училищ состояли из двух отделений —

основного и коммерческого — или одного из них. При основном от-

делении мог быть учрежден 7-й высший дополнительный класс —

для подготовки в высшие учебные заведения. В нем предусматрива-

лись три отделения: 1) общее, предназначенное преимущественно

для подготовки учащихся к поступлению в высшие специальные

училища; 2) механико-техническое; 3) химико-техническое.

Впрочем, в зависимости от местных условий дополнительный класс

мог включать одно или два отделения [27, с. 52, 53]. Выпускники,

окончившие 7-й дополнительный класс, имели право поступать в

технические, промышленные и торговые вузы, но не в университеты.

Таким образом, был закреплен более низкий статус реальных училищ

по сравнению с гимназиями.

Практически сразу после создания реальных училищ они стали

подвергаться яростным нападкам со стороны приверженцев «класси-

цизма». Д.А. Милютин вспоминал, что главной целью Д.А. Толстого

было «унизить реальное образование и не допустить, чтоб оно стало

в конкуренцию с излюбленным им классическим курсом гимназий» и

«цель эта была достигнута вполне» [28, с. 128]. В обществе насажда-

лось представление о том, что качество образования в реальных учи-

лищах значительно уступает гимназическому, хотя это не всегда со-

ответствовало истине. Реальные училища, как и гимназии, были раз-

ными. Среди их воспитанников были выдающийся физик, академик

А.Ф. Иоффе, один из основоположников химической физики, лауреат

Нобелевской премии Н.Н. Семенов, ученый-механик С.П. Тимошен-

ко, «отец телевидения» В.К. Зворыкин, биологи А.А. Любищев и

А.Л. Чижевский, конструктор атомных реакторов Н.А. Доллежаль,

философ Ф.А. Степун, писатель В.М. Гаршин и многие другие.

Инженерный корпус, являвшийся гордостью России, в значи-

тельной степени формировался из бывших выпускников реальных

училищ, которые поступали в высшие технические учебные заведе-