Реальное образование в контексте исторического развития России…
Гуманитарный вестник
# 5·2016 9
малыми или средними политехническими институтами, оказываю-
щими в Западной Европе существенную пользу торговле и промыш-
ленности» [4, с. 534, 535]. С другой стороны, они не должны быть
профессиональными школами, но должны сохранять общеобразова-
тельный характер.
В соответствии с Уставом курс обучения в реальных училищах
длился 6 лет (в гимназии — 8 лет). Значительно шире, чем в гимна-
зиях, «реалистам» преподавались математика, физика, черчение, обя-
зательными были 2 новых иностранных языка (при отсутствии древ-
них). При реальных училищах создавались лаборатории, мастерские.
К преподаванию в них допускались выпускники Технологического,
Горного и других институтов, знакомые с производством.
5–6-е классы реальных училищ состояли из двух отделений —
основного и коммерческого — или одного из них. При основном от-
делении мог быть учрежден 7-й высший дополнительный класс —
для подготовки в высшие учебные заведения. В нем предусматрива-
лись три отделения: 1) общее, предназначенное преимущественно
для подготовки учащихся к поступлению в высшие специальные
училища; 2) механико-техническое; 3) химико-техническое.
Впрочем, в зависимости от местных условий дополнительный класс
мог включать одно или два отделения [27, с. 52, 53]. Выпускники,
окончившие 7-й дополнительный класс, имели право поступать в
технические, промышленные и торговые вузы, но не в университеты.
Таким образом, был закреплен более низкий статус реальных училищ
по сравнению с гимназиями.
Практически сразу после создания реальных училищ они стали
подвергаться яростным нападкам со стороны приверженцев «класси-
цизма». Д.А. Милютин вспоминал, что главной целью Д.А. Толстого
было «унизить реальное образование и не допустить, чтоб оно стало
в конкуренцию с излюбленным им классическим курсом гимназий» и
«цель эта была достигнута вполне» [28, с. 128]. В обществе насажда-
лось представление о том, что качество образования в реальных учи-
лищах значительно уступает гимназическому, хотя это не всегда со-
ответствовало истине. Реальные училища, как и гимназии, были раз-
ными. Среди их воспитанников были выдающийся физик, академик
А.Ф. Иоффе, один из основоположников химической физики, лауреат
Нобелевской премии Н.Н. Семенов, ученый-механик С.П. Тимошен-
ко, «отец телевидения» В.К. Зворыкин, биологи А.А. Любищев и
А.Л. Чижевский, конструктор атомных реакторов Н.А. Доллежаль,
философ Ф.А. Степун, писатель В.М. Гаршин и многие другие.
Инженерный корпус, являвшийся гордостью России, в значи-
тельной степени формировался из бывших выпускников реальных
училищ, которые поступали в высшие технические учебные заведе-