Previous Page  10 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 19 Next Page
Page Background

К.В. Федоров, Т.Р. Суздалева

10

Гуманитарный вестник

# 5·2016

ния. Причем в отличие от выпускников гимназий, которые поступали

в университеты без вступительных экзаменов, им приходилось вы-

держивать жесткий конкурсный отбор. В 1882 г. для поступления в

Императорское московское техническое училище необходимо было

сдать экзамены по математике, физике, черчению, рисованию, сочи-

нению. Экзамены по математике и физике принимались в объеме

гимназической программы, по черчению и рисованию — в объеме

курса реального училища [29, с. 51].

На рубеже XIX–XX вв. престиж и востребованность инженер-

ной профессии в России значительно повысились. Как следствие,

число желающих поступить в технические вузы значительно превы-

шало количество имевшихся в них мест. По подсчетам А.Е. Иванова,

в 1910 г. в Институт инженеров путей сообщения, Горный, Электро-

технический и Лесной институты в Петербурге на 1140 вакансий бы-

ло подано 4600 заявлений от 2300 человек, а в Петербургский поли-

техникум на 1292 места — 4001 заявление. В 1905 г. на 220 мест в

Императорском московском техническом училище было подано 705

заявлений. Проходной балл на вступительных экзаменах на механи-

ческом отделении ИМТУ в 1907 г. составил 22 из 25 [30, с. 77]. За

право учиться инженерным специальностям с «реалистами» сопер-

ничали гимназисты. Тем не менее выпускники реальных училищ

успешно выдерживали эту конкуренцию. По данным на 1912/1913

учебный год, в горных институтах и политехникумах Министерства

промышленности и торговли выпускники реальных училищ состав-

ляя 44 % студентов [31, с. 260, 261].

Высокую репутацию заслужили лучшие столичные государ-

ственные и частные реальные училища. Директор 7-й реальной гим-

назии, преобразованной в Первое реальное училище в Петербурге,

В.Ф. Эвальд, являясь по образованию филологом, большое внимание

уделял преподаванию в училище математики, физики, химии. Наибо-

лее трудным, по его признанию, было устройство химической лабо-

ратории, но эту проблему удалось решить. Дело В.Ф. Эвальда про-

должил сменивший его на посту директора Н.И. Билибин. При нем

было закуплено на сумму 1900 рублей оборудование для физической

лаборатории, которое приобреталось в известных фирмах в Лондоне,

Париже, Берлине, а также изготовлялось в мастерских Академии

наук и Технологического института в Петербурге [32, с. 32, 33, 80].

Заботились в Первом реальном училище и о культурном развитии

учащихся. Они могли учиться игре на музыкальных инструментах,

участвовать в литературно-музыкальных вечерах, театральных

постановках.

Первоклассный педагогический коллектив, по воспоминаниям

видного русского философа Ф.А. Степуна, собрал в Московском