К.В. Федоров, Т.Р. Суздалева
10
Гуманитарный вестник
# 5·2016
ния. Причем в отличие от выпускников гимназий, которые поступали
в университеты без вступительных экзаменов, им приходилось вы-
держивать жесткий конкурсный отбор. В 1882 г. для поступления в
Императорское московское техническое училище необходимо было
сдать экзамены по математике, физике, черчению, рисованию, сочи-
нению. Экзамены по математике и физике принимались в объеме
гимназической программы, по черчению и рисованию — в объеме
курса реального училища [29, с. 51].
На рубеже XIX–XX вв. престиж и востребованность инженер-
ной профессии в России значительно повысились. Как следствие,
число желающих поступить в технические вузы значительно превы-
шало количество имевшихся в них мест. По подсчетам А.Е. Иванова,
в 1910 г. в Институт инженеров путей сообщения, Горный, Электро-
технический и Лесной институты в Петербурге на 1140 вакансий бы-
ло подано 4600 заявлений от 2300 человек, а в Петербургский поли-
техникум на 1292 места — 4001 заявление. В 1905 г. на 220 мест в
Императорском московском техническом училище было подано 705
заявлений. Проходной балл на вступительных экзаменах на механи-
ческом отделении ИМТУ в 1907 г. составил 22 из 25 [30, с. 77]. За
право учиться инженерным специальностям с «реалистами» сопер-
ничали гимназисты. Тем не менее выпускники реальных училищ
успешно выдерживали эту конкуренцию. По данным на 1912/1913
учебный год, в горных институтах и политехникумах Министерства
промышленности и торговли выпускники реальных училищ состав-
ляя 44 % студентов [31, с. 260, 261].
Высокую репутацию заслужили лучшие столичные государ-
ственные и частные реальные училища. Директор 7-й реальной гим-
назии, преобразованной в Первое реальное училище в Петербурге,
В.Ф. Эвальд, являясь по образованию филологом, большое внимание
уделял преподаванию в училище математики, физики, химии. Наибо-
лее трудным, по его признанию, было устройство химической лабо-
ратории, но эту проблему удалось решить. Дело В.Ф. Эвальда про-
должил сменивший его на посту директора Н.И. Билибин. При нем
было закуплено на сумму 1900 рублей оборудование для физической
лаборатории, которое приобреталось в известных фирмах в Лондоне,
Париже, Берлине, а также изготовлялось в мастерских Академии
наук и Технологического института в Петербурге [32, с. 32, 33, 80].
Заботились в Первом реальном училище и о культурном развитии
учащихся. Они могли учиться игре на музыкальных инструментах,
участвовать в литературно-музыкальных вечерах, театральных
постановках.
Первоклассный педагогический коллектив, по воспоминаниям
видного русского философа Ф.А. Степуна, собрал в Московском