Реальное образование в контексте исторического развития России…
Гуманитарный вестник
# 5·2016 11
реальном училище имени Святого Михаила в Лефортове его дирек-
тор фон Ковальциг. Здесь на высоком уровне преподавались не толь-
ко естественные, но и гуманитарные науки. Русский язык в училище
преподавали лучшие педагоги Москвы [33, с. 744].
Хорошее образование давали не только столичные, но и провин-
циальные реальные училища. Один из бывших реалистов, впослед-
ствии министр путей сообщения старой России Э.Б. Кригер-
Войновский с большим теплом и благодарностью вспоминал учени-
ческие годы, проведенные во Владикавказском реальном училище:
«Хорошие молодые преподаватели исключительно с высшим образо-
ванием, твердое, но толковое руководство… приличные физическая
и химическая лаборатории, уютная церковь, хорошая библиотека,
казенный бесплатный пансион для иногородних, литературные вече-
ра для старших классов, ученический оркестр, прогулки в горы и по-
ля с преподаванием естественной истории, серьезное преподавание
гимнастики, маршировки, танцев, строгая дисциплина, но вместе с
тем простое и сердечное отношение к детям — все это способствова-
ло не только солидному образованию, но и хорошему физическому и
моральному воспитанию молодежи» [34, с. 15]. Неудивительно, что
автор этих воспоминаний благодаря хорошей подготовке, получен-
ной в реальном училище, сдал на «отлично» очень трудные вступи-
тельные экзамены в Петербургский технологический институт.
Реальные училища часто открывались в небольших городках, где
отсутствовали гимназии. Например, будущие академики А.Ф. Иоффе
и С.П. Тимошенко были однокашниками по скромному реальному
училищу в Ромнах Полтавской губернии. В.К. Зворыкин с отличием
окончил реальное училище в тихом провинциальном Муроме. Буду-
щий конструктор ядерных реакторов Н.А. Доллежаль учился в ре-
альном училище в подмосковном Подольске, где по приглашению
директора В.Н. Флери уроки математики, химии и физики давали из-
вестные российские ученые [35, с. 251].
Важно подчеркнуть, что в отличие от гимназий, которые, не-
смотря на объявленную в 1864 г. всесословность, были ориентирова-
ны на обучение детей дворян и чиновников, в реальных училищах
контингент учащихся был более демократичным. Например, с
1880 по 1892 г. доля детей дворян и чиновников среди учащихся
гимназий и прогимназий выросла с 47,6 % до 56,2 %. За тот же пери-
од их доля в реальных училищах сократилась с 44 % до 38 %. Чис-
ленность выходцев из городских слоев в реальных училищах за тот
же период выросла на 6 % [5, с. 103].
С 24 апреля 1880 по 21 марта 1881 г. Министерство народного
просвещения возглавлял представитель либеральных кругов чинов-
ничества А.А. Сабуров. Под влиянием студенческих волнений он по-