К.В. Федоров, Т.Р. Суздалева
12
Гуманитарный вестник
# 5·2016
пытался смягчить негативные последствия политики Д.А. Толстого.
Наряду с университетами и гимназиями большую озабоченность
А.А. Сабурова вызывало положение дел в реальных училищах. Он
добился высочайшего разрешения учредить комиссию для пересмот-
ра устава и программ реальных училищ. Эта инициатива встретила
положительную реакцию на местах, но не получила дальнейшего
развития [5, с. 83–85]. Вскоре после убийства террористами Алек-
сандра II А.А. Сабуров подал в отставку. Его сменил А.П. Николаи,
который пробыл на посту министра народного просвещения менее
года (с 24 марта 1881 по 16 марта 1882 г.) и не успел совершить ни-
чего существенного.
В марте 1882 г. министром народного просвещения был назначен
И.Д. Делянов, что, по мнению Д.А. Милютина, было равнозначно
«восстановлению ненавистного для всей России министерства
гр. Толстого» [28, с. 130]. И.Д. Делянов, «прославившийся» изданием
в 1887 г. позорного циркуляра «о кухаркиных детях», продолжил по-
литику Д.А. Толстого, составной частью которой было ограничение
реального образования. Главным недостатком реальных училищ в
министерстве считали то, что они не обеспечивали достаточной под-
готовки ни для практической деятельности, ни для поступления в
высшие специальные училища. 27 ноября 1886 г. на рассмотрение
Государственного совета был вынесен проект плана промышленного
образования, в котором были изложены основания реформирования
реальных училищ.
Вместо того чтобы уравнять реальные училища в правах с гимна-
зиями, Министерство народного просвещения намеревалось сокра-
тить срок обучения в них до 5 лет и лишить их выпускников возмож-
ности продолжать образование не только в университетах, но и в лю-
бых высших учебных заведениях. Эти предложения встретили
возражения со стороны большинства Государственного совета.
4 октября 1887 г. в Государственный совет был внесен новый проект,
который устанавливал 6-летний срок обучения в реальных училищах,
но открывал их выпускникам доступ только в средние технические
учебные заведения. Подобные планы шли вразрез с общественным
мнением, которое выступало за сохранение реальных училищ в каче-
стве общеобразовательных, а не профессиональных учебных заведе-
ний. Эту позицию разделяло большинство Государственного совета.
9 июня 1888 г. были высочайше утверждены изменения в Уставе
реальных училищ, которые сохранили за ними статус общеобразова-
тельных учреждений, хотя и более низкий по сравнению с гимназия-
ми [4, с. 880–882].
Политика Министерства народного просвещения под руковод-
ством И.Д. Делянова противоречила потребностям промышленного и