Previous Page  12 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 19 Next Page
Page Background

К.В. Федоров, Т.Р. Суздалева

12

Гуманитарный вестник

# 5·2016

пытался смягчить негативные последствия политики Д.А. Толстого.

Наряду с университетами и гимназиями большую озабоченность

А.А. Сабурова вызывало положение дел в реальных училищах. Он

добился высочайшего разрешения учредить комиссию для пересмот-

ра устава и программ реальных училищ. Эта инициатива встретила

положительную реакцию на местах, но не получила дальнейшего

развития [5, с. 83–85]. Вскоре после убийства террористами Алек-

сандра II А.А. Сабуров подал в отставку. Его сменил А.П. Николаи,

который пробыл на посту министра народного просвещения менее

года (с 24 марта 1881 по 16 марта 1882 г.) и не успел совершить ни-

чего существенного.

В марте 1882 г. министром народного просвещения был назначен

И.Д. Делянов, что, по мнению Д.А. Милютина, было равнозначно

«восстановлению ненавистного для всей России министерства

гр. Толстого» [28, с. 130]. И.Д. Делянов, «прославившийся» изданием

в 1887 г. позорного циркуляра «о кухаркиных детях», продолжил по-

литику Д.А. Толстого, составной частью которой было ограничение

реального образования. Главным недостатком реальных училищ в

министерстве считали то, что они не обеспечивали достаточной под-

готовки ни для практической деятельности, ни для поступления в

высшие специальные училища. 27 ноября 1886 г. на рассмотрение

Государственного совета был вынесен проект плана промышленного

образования, в котором были изложены основания реформирования

реальных училищ.

Вместо того чтобы уравнять реальные училища в правах с гимна-

зиями, Министерство народного просвещения намеревалось сокра-

тить срок обучения в них до 5 лет и лишить их выпускников возмож-

ности продолжать образование не только в университетах, но и в лю-

бых высших учебных заведениях. Эти предложения встретили

возражения со стороны большинства Государственного совета.

4 октября 1887 г. в Государственный совет был внесен новый проект,

который устанавливал 6-летний срок обучения в реальных училищах,

но открывал их выпускникам доступ только в средние технические

учебные заведения. Подобные планы шли вразрез с общественным

мнением, которое выступало за сохранение реальных училищ в каче-

стве общеобразовательных, а не профессиональных учебных заведе-

ний. Эту позицию разделяло большинство Государственного совета.

9 июня 1888 г. были высочайше утверждены изменения в Уставе

реальных училищ, которые сохранили за ними статус общеобразова-

тельных учреждений, хотя и более низкий по сравнению с гимназия-

ми [4, с. 880–882].

Политика Министерства народного просвещения под руковод-

ством И.Д. Делянова противоречила потребностям промышленного и