К.В. Федоров, Т.Р. Суздалева
6
Гуманитарный вестник
# 5·2016
скую, Ровенскую, Нежинскую, 2-ю Харьковскую, Николаевскую,
Таганрогскую, 3-ю Казанскую, Екатеринбургскую, Астраханскую,
а также Керченскую и Александровскую гимназии, если позволят
средства [4, с. 441, 442].
Довольно скоро обнаружились серьезные недостатки реформы
1864 г. В маленьких городах, где была всего одна гимназия, родители
лишались возможности выбирать между классическим и реальным
образованием для своих детей. По мнению известного педагога
В.Я. Стоюнина, учебный процесс в реальных гимназиях, за редким
исключением, был организован плохо [22, с. 78]. Особое недоволь-
ство вызывал искусственно введенный запрет выпускникам реальных
гимназий поступать в университеты, что привело к оттоку из них
учащихся. Однако руководство Министерства народного просвеще-
ния сделало односторонние выводы из сложившейся ситуации. Вме-
сто того чтобы соединить лучшие черты классического и реального
образования и совершенствовать их, эти два направления в развитии
средней школы рассматривались как альтернативные и противопо-
ставлялись одно другому.
Государственную политику в области образования в 1866–1880 гг.
определял Д.А. Толстой, совмещавший посты министра народного
просвещения и обер-прокурора Синода. С.Ю. Витте характеризовал
его как «человека незаурядного, с волей и образованием», «в извест-
ном смысле честного», но придерживавшегося крайне правых,
ультраконсервативных воззрений. По мнению С.Ю. Витте, деятель-
ность Д.А. Толстого на посту министра народного просвещения при-
несла больше вреда, чем пользы [23, с. 243, 246]. Д.А. Толстой ставил
классическое образование неизмеримо выше реального, утверждая,
что никакой реальный курс не может служить подготовкой к универ-
ситету. Более того, ссылаясь на зарубежный опыт, он доказывал, что
«реальное училище должно доставлять общее образование, приме-
ненное к практическим потребностям». Отсюда вытекал вывод, что
подготовка учащихся к поступлению в высшие специальные учебные
заведения не является главной задачей реальных училищ [24, с. 148,
149, 152, 163]. Руководствуясь этими принципами, министр присту-
пил к реформированию среднего образования.
Реальные гимназии еще не успели сделать ни одного выпуска, а
их уже было решено преобразовать в иные учебные заведения.
27 марта 1870 г. для внесения изменений в Устав гимназий и прогим-
назий была создана особая комиссия под председательством
С.Г. Строганова. В полном соответствии с позицией Д.А. Толстого
комиссия пришла к выводу, что реальные гимназии, как «не дающие
общего образования» и не обеспечивающие подготовку учащихся «к
поступлению на практическое поприще заводской и технической