Previous Page  6 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 19 Next Page
Page Background

К.В. Федоров, Т.Р. Суздалева

6

Гуманитарный вестник

# 5·2016

скую, Ровенскую, Нежинскую, 2-ю Харьковскую, Николаевскую,

Таганрогскую, 3-ю Казанскую, Екатеринбургскую, Астраханскую,

а также Керченскую и Александровскую гимназии, если позволят

средства [4, с. 441, 442].

Довольно скоро обнаружились серьезные недостатки реформы

1864 г. В маленьких городах, где была всего одна гимназия, родители

лишались возможности выбирать между классическим и реальным

образованием для своих детей. По мнению известного педагога

В.Я. Стоюнина, учебный процесс в реальных гимназиях, за редким

исключением, был организован плохо [22, с. 78]. Особое недоволь-

ство вызывал искусственно введенный запрет выпускникам реальных

гимназий поступать в университеты, что привело к оттоку из них

учащихся. Однако руководство Министерства народного просвеще-

ния сделало односторонние выводы из сложившейся ситуации. Вме-

сто того чтобы соединить лучшие черты классического и реального

образования и совершенствовать их, эти два направления в развитии

средней школы рассматривались как альтернативные и противопо-

ставлялись одно другому.

Государственную политику в области образования в 1866–1880 гг.

определял Д.А. Толстой, совмещавший посты министра народного

просвещения и обер-прокурора Синода. С.Ю. Витте характеризовал

его как «человека незаурядного, с волей и образованием», «в извест-

ном смысле честного», но придерживавшегося крайне правых,

ультраконсервативных воззрений. По мнению С.Ю. Витте, деятель-

ность Д.А. Толстого на посту министра народного просвещения при-

несла больше вреда, чем пользы [23, с. 243, 246]. Д.А. Толстой ставил

классическое образование неизмеримо выше реального, утверждая,

что никакой реальный курс не может служить подготовкой к универ-

ситету. Более того, ссылаясь на зарубежный опыт, он доказывал, что

«реальное училище должно доставлять общее образование, приме-

ненное к практическим потребностям». Отсюда вытекал вывод, что

подготовка учащихся к поступлению в высшие специальные учебные

заведения не является главной задачей реальных училищ [24, с. 148,

149, 152, 163]. Руководствуясь этими принципами, министр присту-

пил к реформированию среднего образования.

Реальные гимназии еще не успели сделать ни одного выпуска, а

их уже было решено преобразовать в иные учебные заведения.

27 марта 1870 г. для внесения изменений в Устав гимназий и прогим-

назий была создана особая комиссия под председательством

С.Г. Строганова. В полном соответствии с позицией Д.А. Толстого

комиссия пришла к выводу, что реальные гимназии, как «не дающие

общего образования» и не обеспечивающие подготовку учащихся «к

поступлению на практическое поприще заводской и технической