Реальное образование в контексте исторического развития России…
Гуманитарный вестник
# 5·2016 13
культурного развития России. Представители научной и технической
интеллигенции, буржуазии и даже дворянства неоднократно выска-
зывались за введение единого типа средней школы, дающей реальное
образование и готовящей к поступлению во все высшие учебные за-
ведения. Однако все попытки модернизировать систему среднего об-
разования наталкивались на жесткий отпор министра. И.Д. Делянов
сумел убедить в опасности допуска в университеты выпускников ре-
альных училищ Александра III, который посчитал, что «это положи-
тельно вредно и весьма нежелательно» [5, с. 98, 99].
Столь же консервативную позицию занимал вступивший на пре-
стол в 1894 г. император Николай II, который был убежден, что в
университеты должны принимать исключительно выпускников гим-
назий со знанием одного или двух древних языков. Только в период
первой русской революции под давлением общественного движения
власти были вынуждены пойти на уступки. 18 марта 1906 г. министр
народного просвещения И.И. Толстой разрешил принимать в универ-
ситеты выпускников реальных и коммерческих училищ при условии
сдачи ими дополнительных экзаменов за курс гимназии. Но попытки
вывести этот внутриведомственный нормативный акт на общерос-
сийский законодательный уровень закончились неудачей [31, с. 263].
В 1914 г. в России насчитывалось 508 гимназий и 319 реальных
училищ. В 1905–1913 гг. 7-е классы реальных училищ окончили
33,7 тыс. человек, включая экстернов [36, с. 7, 8]. Кроме того, сред-
ние учебные заведения, близкие по своему характеру к реальным
училищам, находились не только в ведении Министерства народного
просвещения, но и других ведомств. Например, в подчинении Мини-
стерства торговли и промышленности состояли коммерческие учи-
лища, выпускники которых имели право поступать в высшие техни-
ческие учебные заведения [37, с. 54–58].
Реальные училища в дореволюционной России иногда сравнива-
ют с современными физико-математическими школами. Такое срав-
нение некорректно. Для поступления в реальные училища не требо-
валось проявлять особые способности к математике, естественным
наукам, технике. В Уставе 1872 г. указывалось: «В первый класс ше-
стиклассного реального училища принимаются дети не моложе 10 и
не старше 13 лет, умеющие бегло и правильно читать и писать под
диктовку по-русски, без грубых орфографических ошибок, знающие
главные молитвы и из арифметики первые четыре действия над це-
лыми и отвлеченными числами» [27, с. 57]. Справедливости ради
следует признать, что в лучших гимназиях математику и другие «ре-
альные» науки преподавали на высоком уровне. Доказательством
этого служит то, что, несмотря на критику гимназического образова-
ния за оторванность от жизни и засилье древних языков, именно в