Previous Page  13 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 19 Next Page
Page Background

Реальное образование в контексте исторического развития России…

Гуманитарный вестник

# 5·2016 13

культурного развития России. Представители научной и технической

интеллигенции, буржуазии и даже дворянства неоднократно выска-

зывались за введение единого типа средней школы, дающей реальное

образование и готовящей к поступлению во все высшие учебные за-

ведения. Однако все попытки модернизировать систему среднего об-

разования наталкивались на жесткий отпор министра. И.Д. Делянов

сумел убедить в опасности допуска в университеты выпускников ре-

альных училищ Александра III, который посчитал, что «это положи-

тельно вредно и весьма нежелательно» [5, с. 98, 99].

Столь же консервативную позицию занимал вступивший на пре-

стол в 1894 г. император Николай II, который был убежден, что в

университеты должны принимать исключительно выпускников гим-

назий со знанием одного или двух древних языков. Только в период

первой русской революции под давлением общественного движения

власти были вынуждены пойти на уступки. 18 марта 1906 г. министр

народного просвещения И.И. Толстой разрешил принимать в универ-

ситеты выпускников реальных и коммерческих училищ при условии

сдачи ими дополнительных экзаменов за курс гимназии. Но попытки

вывести этот внутриведомственный нормативный акт на общерос-

сийский законодательный уровень закончились неудачей [31, с. 263].

В 1914 г. в России насчитывалось 508 гимназий и 319 реальных

училищ. В 1905–1913 гг. 7-е классы реальных училищ окончили

33,7 тыс. человек, включая экстернов [36, с. 7, 8]. Кроме того, сред-

ние учебные заведения, близкие по своему характеру к реальным

училищам, находились не только в ведении Министерства народного

просвещения, но и других ведомств. Например, в подчинении Мини-

стерства торговли и промышленности состояли коммерческие учи-

лища, выпускники которых имели право поступать в высшие техни-

ческие учебные заведения [37, с. 54–58].

Реальные училища в дореволюционной России иногда сравнива-

ют с современными физико-математическими школами. Такое срав-

нение некорректно. Для поступления в реальные училища не требо-

валось проявлять особые способности к математике, естественным

наукам, технике. В Уставе 1872 г. указывалось: «В первый класс ше-

стиклассного реального училища принимаются дети не моложе 10 и

не старше 13 лет, умеющие бегло и правильно читать и писать под

диктовку по-русски, без грубых орфографических ошибок, знающие

главные молитвы и из арифметики первые четыре действия над це-

лыми и отвлеченными числами» [27, с. 57]. Справедливости ради

следует признать, что в лучших гимназиях математику и другие «ре-

альные» науки преподавали на высоком уровне. Доказательством

этого служит то, что, несмотря на критику гимназического образова-

ния за оторванность от жизни и засилье древних языков, именно в