Реальное образование в контексте исторического развития России…
Гуманитарный вестник
# 5·2016 7
промышленности», должны прекратить свое существование. По мне-
нию Министерства народного просвещения, их должны были заме-
нить реальные училища. Исходя из этого, комиссия графа Строганова
наряду с основной своей задачей занялась разработкой Устава реаль-
ных училищ [2, с. 292].
В феврале 1871 г. проект Устава реальных училищ был рассмот-
рен и единогласно одобрен комиссией графа Строганова и вместе с
проектом изменений в Устав гимназий и прогимназий 1864 г. пере-
дан в Государственный совет. Общественность выражала серьезную
озабоченность в связи с планами Министерства народного просвеще-
ния. В.Я. Стоюнин считал, что за ними скрывается намерение пре-
вратить классические гимназии в специально-филологические учеб-
ные заведения, а реальные гимназии понизить до уровня технических
школ. Известный педагог предлагал собственный проект семикласс-
ной реальной гимназии с общеобразовательным курсом обучения,
дающим возможность получения дальнейшего образования в специ-
альных высших школах и университете. В перечень предметов обу-
чения входили точные и естественные науки (математика, физика и
химия, естественная история, география), русский язык, два ино-
странных — французский и немецкий, чистописание, черчение и ри-
сование. Наибольшее количество часов отводилось иностранным
языкам и математике. Такие школы, по мнению педагога, могли
«образовывать граждан трудолюбивых, развитых умственно и нрав-
ственно» [22, с. 79, 80]. Однако министр Д.А. Толстой отвергал все
предложения, противоречившие его убеждениями.
В апреле 1871 г. состоялись 5 заседаний особого присутствия
Государственного совета, на которых были рассмотрены проекты
Министерства народного просвещения. В ходе обсуждения мнения
разделились. Шесть членов Особого присутствия, включая военного
министра Д.А. Милютина и бывшего министра народного просвеще-
ния А.В. Головнина, не согласились с утверждением Д.А. Толстого,
что общеобразовательными средними учебными заведениями могут
быть только классические гимназии. Д.А. Милютин и А.В. Головнин
указывали, что в Англии и Германии, на которые в качестве доказатель-
ства своей правоты ссылался Д.А. Толстой, классическую систему счи-
тают отжившей и открывают реальные гимназии на равных правах с
классическими. Д.А. Милютин отверг утверждение министра народного
просвещения о прямой связи «реализма» в обучении с материализмом и
нигилизмом. Он напомнил, что во Франции перед революцией конца
XVIII в. господствовала классическая система [12, с. 304].
Признавая необходимость создания самостоятельных средних ре-
альных учебных заведений, оппоненты Д.А. Толстого выступали за
сохранение реальных гимназий с 8-летним курсом обучения и более