К.В. Федоров, Т.Р. Суздалева
14
Гуманитарный вестник
# 5·2016
гимназиях получили среднее образование многие выдающиеся рос-
сийские ученые и инженеры.
Реальные училища дополняли систему среднего образования в
дореволюционной России и придавали ей вариативность. Они откры-
вали доступ к качественному среднему образованию детям из непри-
вилегированных слоев населения, готовили наиболее способных из
них к поступлению в высшие технические учебные заведения, а в по-
следний период своего существования и в университеты. По замеча-
нию автора книги об истории Московского высшего технического
училища, биографии известных инженеров показывают, что почти
все они были выходцами из небогатых, а по большей части и совсем
бедных семей [38, с. 50]. В начале ХХ в. наметилась демократизация
российской школы. Однако этот процесс наталкивался на серьезные
трудности, и доступность среднего образования в реальных учили-
щах для представителей низших слоев общества по-прежнему сохра-
няла большое значение.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. В кн.:
Полное собрание сочинений.
В 55 т., т. 41. Москва, Изд-во политехнической литературы, 1981, с. 298–318.
[2]
Алешинцев И.А.
История гимназического образования в России XVIII–XIX вв.
Санкт-Петербург, Изд-во О. Богдановой, 1912, 346 c.
[3]
Григорьев В.В.
Исторический очерк русской школы
. Москва,
Товарищество тип. Мамонтова А.И., 1900, 587 с.
[4]
Рождественский С.В.
Исторический обзор деятельности Министерства
народного
просвещения.
1802–1902
.
Санкт-Петербург,
Издание
Министерства народного просвещения, 1902, 778 с.
[5]
Ганелин Ш.И.
Очерки по истории средней школы в России второй
половины XIX века
. Москва, Просвещение, 1954, 303 с.
[6]
Константинов Н.А.
Очерки по истории средней школы (гимназии и
реальные училища) с конца XIX в. до Февральской революции 1917 г.
Москва, Учпедгиз, 1956, 246 с.
[7]
Смирнов В.З.
Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX века
.
Москва, Изд-во АПН РСФСР, 1956, 312 с.
[8]
Купинская Е.В.
Проблемы реформы средней общеобразовательной школы
в деятельности Министерства народного просвещения России в конце
ХIХ — начале XX века
. Дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1999, 159 c.
[9]
Липник В.Н. Школьные реформы в России. Характеристика реформ
школы в дореволюционной России.
Образование
, 2003, № 4, с. 46–54.
[10]
Овчинников А.В.
Политико-правовой процесс в российском образовании
XIX–XX веков
. Москва, УРАО ИТИП, 2009, 258 с.
[11]
Стаферова Е.Л.
А.В. Головнин и либеральные реформы в просвещении
(первая половина 1860-х гг.).
Москва, Канон+, РОИИ «Реабилитация»,
2007, 512 с.
[12]
Шилина Е.В.
Развитие образования в России в XIX веке
. Автореф. дис. …
канд. ист. наук. Москва, 2007, 28 с.