Previous Page  14 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 19 Next Page
Page Background

К.В. Федоров, Т.Р. Суздалева

14

Гуманитарный вестник

# 5·2016

гимназиях получили среднее образование многие выдающиеся рос-

сийские ученые и инженеры.

Реальные училища дополняли систему среднего образования в

дореволюционной России и придавали ей вариативность. Они откры-

вали доступ к качественному среднему образованию детям из непри-

вилегированных слоев населения, готовили наиболее способных из

них к поступлению в высшие технические учебные заведения, а в по-

следний период своего существования и в университеты. По замеча-

нию автора книги об истории Московского высшего технического

училища, биографии известных инженеров показывают, что почти

все они были выходцами из небогатых, а по большей части и совсем

бедных семей [38, с. 50]. В начале ХХ в. наметилась демократизация

российской школы. Однако этот процесс наталкивался на серьезные

трудности, и доступность среднего образования в реальных учили-

щах для представителей низших слоев общества по-прежнему сохра-

няла большое значение.

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. В кн.:

Полное собрание сочинений.

В 55 т., т. 41. Москва, Изд-во политехнической литературы, 1981, с. 298–318.

[2]

Алешинцев И.А.

История гимназического образования в России XVIII–XIX вв.

Санкт-Петербург, Изд-во О. Богдановой, 1912, 346 c.

[3]

Григорьев В.В.

Исторический очерк русской школы

. Москва,

Товарищество тип. Мамонтова А.И., 1900, 587 с.

[4]

Рождественский С.В.

Исторический обзор деятельности Министерства

народного

просвещения.

1802–1902

.

Санкт-Петербург,

Издание

Министерства народного просвещения, 1902, 778 с.

[5]

Ганелин Ш.И.

Очерки по истории средней школы в России второй

половины XIX века

. Москва, Просвещение, 1954, 303 с.

[6]

Константинов Н.А.

Очерки по истории средней школы (гимназии и

реальные училища) с конца XIX в. до Февральской революции 1917 г.

Москва, Учпедгиз, 1956, 246 с.

[7]

Смирнов В.З.

Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX века

.

Москва, Изд-во АПН РСФСР, 1956, 312 с.

[8]

Купинская Е.В.

Проблемы реформы средней общеобразовательной школы

в деятельности Министерства народного просвещения России в конце

ХIХ — начале XX века

. Дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1999, 159 c.

[9]

Липник В.Н. Школьные реформы в России. Характеристика реформ

школы в дореволюционной России.

Образование

, 2003, № 4, с. 46–54.

[10]

Овчинников А.В.

Политико-правовой процесс в российском образовании

XIX–XX веков

. Москва, УРАО ИТИП, 2009, 258 с.

[11]

Стаферова Е.Л.

А.В. Головнин и либеральные реформы в просвещении

(первая половина 1860-х гг.).

Москва, Канон+, РОИИ «Реабилитация»,

2007, 512 с.

[12]

Шилина Е.В.

Развитие образования в России в XIX веке

. Автореф. дис. …

канд. ист. наук. Москва, 2007, 28 с.