К.В. Федоров, Т.Р. Суздалева
2
Гуманитарный вестник
# 5·2016
новных типов средних учебных заведений — реальных училищах —
написано меньше [13, 14]. Авторы общих трудов упоминают о них
вскользь, в основном в связи со школьными реформами. Очевидно,
это объясняется широко распространенной точкой зрения о том, что
реальное образование, по сравнению с гимназическим, играло в России
конца XIX — начала ХХ в. второстепенную роль. С таким мнением
можно согласиться лишь отчасти. В лучших реальных училищах рабо-
тали талантливые педагоги, что обеспечивало высокий уровень препо-
давания. Здесь получили среднее образование многие видные предста-
вители российской научной, технической и творческой интеллигенции.
Вопрос о соотношении классического и реального образования
оставался на протяжении второй половины XIX — начала ХХ в. од-
ним из самых обсуждаемых не только в профессиональной педагоги-
ческой среде, но и в широких кругах общественности. По существу
это была проблема выбора вектора развития российской средней
школы, оптимального решения которой Министерство народного
просвещения Российской империи найти не смогло. Цель данной ста-
тьи — проанализировать степень соответствия образовательной по-
литики правящей элиты Российской империи требованиям времени,
оценить деятельность Министерства народного просвещения в конце
XIX — начале XX в., выявить роль и значение реального образования
в дореволюционной России.
Предшественниками реальных училищ в России были реальные
классы в гимназиях, созданные в 1839 г. для «временного преподава-
ния технических наук» [15, стб. 491]. Но этого было явно недоста-
точно. Отмена крепостного права, промышленный переворот в
России, задачи индустриальной модернизации предъявляли новые
требования к среднему и высшему образованию. Российская эконо-
мика нуждалась в большом количестве инженеров. С этой целью во
второй половине XIX — начале ХХ в. в России были основаны новые
высшие технические учебные заведения, для которых средняя школа
должна была подготовить абитуриентов. Наконец научно-техни-
ческий прогресс в XIX в. способствовал пробуждению интереса
к естествознанию и технике в широких слоях общества и создал
условия для преподавания соответствующих наук в средних учебных
заведениях на качественно ином по сравнению с предшествующим
периодом уровне.
Однако идея связать среднее образование с реальной жизнью
встретила активное сопротивление. Начало дискуссии положила ста-
тья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», опубликованная в 1856 г. в
«Морском сборнике». Великий русский хирург выступил резко про-
тив специализации средней школы. Он утверждал, что главная цель
образования — «сделать нас людьми», чего, по его мнению, «не до-