Previous Page  2 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 19 Next Page
Page Background

К.В. Федоров, Т.Р. Суздалева

2

Гуманитарный вестник

# 5·2016

новных типов средних учебных заведений — реальных училищах —

написано меньше [13, 14]. Авторы общих трудов упоминают о них

вскользь, в основном в связи со школьными реформами. Очевидно,

это объясняется широко распространенной точкой зрения о том, что

реальное образование, по сравнению с гимназическим, играло в России

конца XIX — начала ХХ в. второстепенную роль. С таким мнением

можно согласиться лишь отчасти. В лучших реальных училищах рабо-

тали талантливые педагоги, что обеспечивало высокий уровень препо-

давания. Здесь получили среднее образование многие видные предста-

вители российской научной, технической и творческой интеллигенции.

Вопрос о соотношении классического и реального образования

оставался на протяжении второй половины XIX — начала ХХ в. од-

ним из самых обсуждаемых не только в профессиональной педагоги-

ческой среде, но и в широких кругах общественности. По существу

это была проблема выбора вектора развития российской средней

школы, оптимального решения которой Министерство народного

просвещения Российской империи найти не смогло. Цель данной ста-

тьи — проанализировать степень соответствия образовательной по-

литики правящей элиты Российской империи требованиям времени,

оценить деятельность Министерства народного просвещения в конце

XIX — начале XX в., выявить роль и значение реального образования

в дореволюционной России.

Предшественниками реальных училищ в России были реальные

классы в гимназиях, созданные в 1839 г. для «временного преподава-

ния технических наук» [15, стб. 491]. Но этого было явно недоста-

точно. Отмена крепостного права, промышленный переворот в

России, задачи индустриальной модернизации предъявляли новые

требования к среднему и высшему образованию. Российская эконо-

мика нуждалась в большом количестве инженеров. С этой целью во

второй половине XIX — начале ХХ в. в России были основаны новые

высшие технические учебные заведения, для которых средняя школа

должна была подготовить абитуриентов. Наконец научно-техни-

ческий прогресс в XIX в. способствовал пробуждению интереса

к естествознанию и технике в широких слоях общества и создал

условия для преподавания соответствующих наук в средних учебных

заведениях на качественно ином по сравнению с предшествующим

периодом уровне.

Однако идея связать среднее образование с реальной жизнью

встретила активное сопротивление. Начало дискуссии положила ста-

тья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», опубликованная в 1856 г. в

«Морском сборнике». Великий русский хирург выступил резко про-

тив специализации средней школы. Он утверждал, что главная цель

образования — «сделать нас людьми», чего, по его мнению, «не до-