Previous Page  8 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 19 Next Page
Page Background

Н.Н. Николаева, Е.Н. Шишкина

8

Гуманитарный вестник

# 1

2016

are located in the coverage of other beams

» [6]. В этом примере автор

статьи информирует читателя об особенностях нового телекоммуни-

кационного спутника (тактика информирования), сообщает об одной

из выдающихся особенностей покрытия

Ku

-диапазона — наличие

межлучевой связи между всеми тремя лучами. Такой информации

вполне достаточно специалисту в области спутниковых телекомму-

никаций, чтобы понять, какие возможности это предоставляет для

пользователя. Однако, ориентируясь на более широкого читателя-

неспециалиста, автор дает пояснение (тактика информационного раз-

вертывания).

Отметим, что авторы научно-популярных статей часто прибегают

к данной тактике, ориентируясь на широкий круг читателей, от узких

специалистов до школьников. Рассмотрим следующий пример: «

What

is often being overlooked, is that as population densities goes down, so

does achievable Average Revenue Per User (ARPU) (and thereby reve-

nues from each user) from those areas.

Generally

there is proportionality

between higher disposable incomes and higher population densities.

To

put it another way

; you will general find wealthier people in cities com-

pared to the countryside

» [12]. Автор дважды использует тактику ин-

формационного развертывания — сначала обобщает, а затем пере-

фразирует. В каждом из трех предложений излагаются одни и те же

мысли, но с разной степенью научности. Представляется, что автор

ориентируется на читателей с разной подготовкой, чтобы убедить их

в необходимости «учета зависимости уровня дохода от плотности

населения в городах». Здесь мы видим стилистический прием семан-

тического повтора с генерализацией и упрощением для реализации

тактики «информационное развертывание».

Реализация коммуникативной тактики «контрастивный ана-

лиз».

Коммуникативная тактика «

контрастивного анализа

» опирает-

ся на прием сопоставления. Сопоставление фактов, событий, резуль-

татов, прогнозов воспринимается адресатом как убедительные аргу-

менты. С помощью данной тактики внимание реципиента

концентрируется на положительных свойствах описываемого объек-

та. В научно-популярных статьях рассматриваемой тематики часто

приводится сравнение новейших разработок с более ранними, что

помогает акцентировать внимание читателя на описываемых дости-

жениях. Авторы используют сравнительные степени прилагательных

и прием парцелляции. Так, в следующем примере сравниваются два

частотных диапазона с точки зрения того, насколько они сенситивны

к условиям окружающей среды: «

Comparatively

, Ku-band is

much

more widely

used with almost

all

orbital slots occupied. With Ku-band,

interference to adjacent satellites is often the limiting factor in terms of

terminal size for the return link. Ka-band has a

better

interference envi-

ronment and its use in practice is limited to small terminals

» [8]. Из при-