Н.Н. Николаева, Е.Н. Шишкина
8
Гуманитарный вестник
# 1
2016
are located in the coverage of other beams
» [6]. В этом примере автор
статьи информирует читателя об особенностях нового телекоммуни-
кационного спутника (тактика информирования), сообщает об одной
из выдающихся особенностей покрытия
Ku
-диапазона — наличие
межлучевой связи между всеми тремя лучами. Такой информации
вполне достаточно специалисту в области спутниковых телекомму-
никаций, чтобы понять, какие возможности это предоставляет для
пользователя. Однако, ориентируясь на более широкого читателя-
неспециалиста, автор дает пояснение (тактика информационного раз-
вертывания).
Отметим, что авторы научно-популярных статей часто прибегают
к данной тактике, ориентируясь на широкий круг читателей, от узких
специалистов до школьников. Рассмотрим следующий пример: «
What
is often being overlooked, is that as population densities goes down, so
does achievable Average Revenue Per User (ARPU) (and thereby reve-
nues from each user) from those areas.
Generally
there is proportionality
between higher disposable incomes and higher population densities.
To
put it another way
; you will general find wealthier people in cities com-
pared to the countryside
» [12]. Автор дважды использует тактику ин-
формационного развертывания — сначала обобщает, а затем пере-
фразирует. В каждом из трех предложений излагаются одни и те же
мысли, но с разной степенью научности. Представляется, что автор
ориентируется на читателей с разной подготовкой, чтобы убедить их
в необходимости «учета зависимости уровня дохода от плотности
населения в городах». Здесь мы видим стилистический прием семан-
тического повтора с генерализацией и упрощением для реализации
тактики «информационное развертывание».
Реализация коммуникативной тактики «контрастивный ана-
лиз».
Коммуникативная тактика «
контрастивного анализа
» опирает-
ся на прием сопоставления. Сопоставление фактов, событий, резуль-
татов, прогнозов воспринимается адресатом как убедительные аргу-
менты. С помощью данной тактики внимание реципиента
концентрируется на положительных свойствах описываемого объек-
та. В научно-популярных статьях рассматриваемой тематики часто
приводится сравнение новейших разработок с более ранними, что
помогает акцентировать внимание читателя на описываемых дости-
жениях. Авторы используют сравнительные степени прилагательных
и прием парцелляции. Так, в следующем примере сравниваются два
частотных диапазона с точки зрения того, насколько они сенситивны
к условиям окружающей среды: «
Comparatively
, Ku-band is
much
more widely
used with almost
all
orbital slots occupied. With Ku-band,
interference to adjacent satellites is often the limiting factor in terms of
terminal size for the return link. Ka-band has a
better
interference envi-
ronment and its use in practice is limited to small terminals
» [8]. Из при-