Реализация стратегий и тактик убеждения в современном англоязычном….
Гуманитарный вестник
# 1
2016 5
тинных или ложных доказательств важности убеждения. При прямом
убеждении адресат тщательно и вдумчиво прорабатывает предпола-
гаемые полезные (ценностные) аспекты получаемой информации. В
этом случае убедительность сообщения определяется его способно-
стью выдержать это внимательное изучение [1].
Как определить, по какому именно пути пойдет убеждение? Один
из факторов, выделенных Р. Петти и Д. Качиоппо, заключается в
наличии у адресата мотивации задуматься о данном сообщении. Сле-
дуя по прямому пути убеждения, адресат тщательно анализирует по-
лученную информацию. Он сосредоточенно думает, и его не удовле-
творят слабые аргументы и доказательства, при этом источник ин-
формации не имеет особого значения. Однако сильное сообщение,
выдерживающее тщательную проработку, может быть достаточно
эффективным. Напротив, содержание сообщения не будет иметь се-
рьезного значения для того, кто об этой проблеме не задумывается. В
этом случае адресата, выбравшего косвенный путь, легко убедить
простым приемом (например, отсылкой к высказыванию известного
лица, так называемая «ссылка на авторитет»). Таким образом, можно
утверждать, что именно личная заинтересованность в содержании
текста сообщения предопределяет путь убеждения.
Для наиболее эффективного убеждения заинтересованного чита-
теля авторы научно-популярных статей должны сделать акцент на
убедительной аргументации и необходимости доказательства выдви-
гаемых положений. Однако, как отмечают Э. Аронсон и Э. Пратка-
нис, во многих случаях люди пытаются сэкономить свои когнитив-
ные силы [1, с. 43]. Ограниченная способность обрабатывать инфор-
мацию приводит к тому, что авторы для упрощения сложных
проблем часто выбирают методы косвенного пути убеждения. При
этом читатели соглашаются с выводом или утверждением автора не
потому, что последние серьезно обоснованы, а потому, что они со-
провождаются упрощенными приемами убеждения, такими как ис-
пользование метафор, эпитетов, ссылки на авторитет, тактики игры
на повышение/понижение и т. д.
Взяв за основу описанные выше положения Р. Петти и Д. Ка-
чиоппо, рассмотрим реализацию стратегий и тактик убеждения в ан-
глоязычном научно-популярном дискурсе, распределив стратегии на
две категории в зависимости от того, по какому пути пойдет убежда-
ющее сообщение: 1) эксплицитная стратегия, нацеленная на разум
адресата; 2) имплицитная стратегия скрытого коммуникативного
влияния на адресата.
Сначала исследуем тактики эксплицитной стратегии убеждения.
Реализация коммуникативной тактики «информирование».
Специфика реализации тактики информирования в научно-попу-