Previous Page  5 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 19 Next Page
Page Background

Реализация стратегий и тактик убеждения в современном англоязычном….

Гуманитарный вестник

# 1

2016 5

тинных или ложных доказательств важности убеждения. При прямом

убеждении адресат тщательно и вдумчиво прорабатывает предпола-

гаемые полезные (ценностные) аспекты получаемой информации. В

этом случае убедительность сообщения определяется его способно-

стью выдержать это внимательное изучение [1].

Как определить, по какому именно пути пойдет убеждение? Один

из факторов, выделенных Р. Петти и Д. Качиоппо, заключается в

наличии у адресата мотивации задуматься о данном сообщении. Сле-

дуя по прямому пути убеждения, адресат тщательно анализирует по-

лученную информацию. Он сосредоточенно думает, и его не удовле-

творят слабые аргументы и доказательства, при этом источник ин-

формации не имеет особого значения. Однако сильное сообщение,

выдерживающее тщательную проработку, может быть достаточно

эффективным. Напротив, содержание сообщения не будет иметь се-

рьезного значения для того, кто об этой проблеме не задумывается. В

этом случае адресата, выбравшего косвенный путь, легко убедить

простым приемом (например, отсылкой к высказыванию известного

лица, так называемая «ссылка на авторитет»). Таким образом, можно

утверждать, что именно личная заинтересованность в содержании

текста сообщения предопределяет путь убеждения.

Для наиболее эффективного убеждения заинтересованного чита-

теля авторы научно-популярных статей должны сделать акцент на

убедительной аргументации и необходимости доказательства выдви-

гаемых положений. Однако, как отмечают Э. Аронсон и Э. Пратка-

нис, во многих случаях люди пытаются сэкономить свои когнитив-

ные силы [1, с. 43]. Ограниченная способность обрабатывать инфор-

мацию приводит к тому, что авторы для упрощения сложных

проблем часто выбирают методы косвенного пути убеждения. При

этом читатели соглашаются с выводом или утверждением автора не

потому, что последние серьезно обоснованы, а потому, что они со-

провождаются упрощенными приемами убеждения, такими как ис-

пользование метафор, эпитетов, ссылки на авторитет, тактики игры

на повышение/понижение и т. д.

Взяв за основу описанные выше положения Р. Петти и Д. Ка-

чиоппо, рассмотрим реализацию стратегий и тактик убеждения в ан-

глоязычном научно-популярном дискурсе, распределив стратегии на

две категории в зависимости от того, по какому пути пойдет убежда-

ющее сообщение: 1) эксплицитная стратегия, нацеленная на разум

адресата; 2) имплицитная стратегия скрытого коммуникативного

влияния на адресата.

Сначала исследуем тактики эксплицитной стратегии убеждения.

Реализация коммуникативной тактики «информирование».

Специфика реализации тактики информирования в научно-попу-