Н.Н. Николаева, Е.Н. Шишкина
10
Гуманитарный вестник
# 1
2016
ночных структур, например эпитетов: «
overwhelming», «high-level»,
«solid», «efficient», «strong», «high-value», «huge» (effect), «good»
(opportunities), «impressive» (growth)
[17]. В данном случае ключевым
способом обеспечения успеха убеждения является воздействие на
эмоциональную сторону читателя. Предлагая свою интерпретацию
события, автор имплицитно навязывает читателю свое определение
реальности, стремится представить ее в такой форме и с помощью
таких средств и приемов, которые способствуют сближению с чита-
телем через общие речемыслительные процессы.
Проиллюстрируем отрывок из статьи [13], отражающий личное
отношение автора к описываемому предмету: «
The Internet of Things
(IoT)
is more than just
the latest technological
buzzword
. Tech industry
insiders, corporations, and analysts alike tend to share the view that the
IoT has the potential to
completely
revolutionise the way that we work,
travel, and live. With the global population increasing and Internet pene-
tration rates rising, the number of devices connected to the Internet over
the coming years
is expected to skyrocket
». Как лексическое, так и
грамматическое содержание первого предложения свидетельствуют
об аксиологической модальности, т. е. стремлении автора дать свою
оценку предмету, усилить свою точку зрения об особом, несомненно
высоком и положительном (с его точки зрения) статусе IoT в совре-
менном информационном пространстве. Эмфатической конструкцией
«
more than just»
автор акцентирует внимание читателя на нем, при
этом он «играет» на контрасте лексико-грамматических значений:
«
just»
(незначительное, маленькое) и «
more than»
(степень сравнения,
указывающая на увеличение признака предмета), «
the latest»
(превос-
ходство) и «
buzzword»
(модное словечко, профессиональный жарго-
низм, как правило, понятный далеко не каждому) с презрительно-
уничижительным оттенком. Такой контраст ставит задачу, требующую
умственной работы, что и заставляет читателя остановить свое внима-
ние на данном моменте, подумать: «А что же это такое “лучшее”, “са-
мое передовое”, да еще и “предназначенное для всех”, не только для уз-
ких специалистов? Где противоречие, если IoT — это профессиональ-
ная область?» Автор привлекает читателя к совместному решению
задачи, к соавторству мысли и в конечном счете к тому, что эта мысль
покажется читателю его собственной, а следовательно, верной.
Реализация коммуникативной тактики «игра».
Коммуника-
тивная тактика «
игра
» делится на «
игру на повышение
», и «
игру на
понижение
». Используя тактику «игра на повышение» автор стре-
мится максимально увеличить значимость своей работы, сформиро-
вать у читателя положительное отношение и позитивную интерпре-
тацию рассматриваемых событий путем указания на свою компе-
тентность, опыт и предыдущие заслуги. В рассматриваемых нами