Гуманитарный вестник
# 1
2016 1
УДК 81.276.6:62-811.111 DOI 10.18698/2306-8477-2016-01-338
Реализация стратегий и тактик убеждения
в современном англоязычном
научно-популярном дискурсе
© Н.Н. Николаева, Е.Н. Шишкина
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассматриваются особенности реализации стратегий и тактик убеждения в
современном англоязычном научно-популярном дискурсе на примере специализиро-
ванных научно-популярных статей в области спутниковых телекоммуникаций.
Разработана и описана классификация стратегий и тактик убеждения на основе
обширного эмпирического материала, что дает представление о наиболее эффек-
тивных и распространенных методах, способах и приемах языкового воздействия
на сознание людей с целью их убеждения в определенной точке зрения, связанной с
распространением научных знаний. Результаты исследования могут быть исполь-
зованы специалистами для оптимизации коммуникативно-прагматического по-
тенциала убеждения и методов языкового воздействия, а также в процессе пре-
подавания английского языка для формирования критического отношения студен-
тов к текстам англоязычных статей.
Ключевые слова:
английский язык, языковое воздействие, стратегии и тактики
убеждения, научно-популярный дискурс, спутниковые телекоммуникации.
Введение.
Популяризация науки представляет собой неотъемле-
мую часть жизни человека и структурирования общества. С позиций
лингвистики научная популяризация является сложным многосту-
пенчатым и прагматически обусловленным процессом, затрагиваю-
щим психолингвистические и когнитивные механизмы познания и
восприятия человека. Убеждение является одним из эффективных
средств влияния на сознание людей, в частности, в процессе распро-
странения научного и профессионального знания.
Актуальность
данной
работы связана с перспективностью иссле-
дования научно-популярного дискурса, ориентированного на массо-
вого реципиента научной информации, с целью систематизации дан-
ных о методах, способах и приемах убеждающего языкового воздей-
ствия на сознание людей. Понимание принципов убеждения,
функционирующих в письменном научно-популярном дискурсе, спо-
собствует формированию критического отношения читателей к тек-
стам статей, а также тщательному анализу их содержания, что в свою
очередь ведет к повышению уровня самообразования, критического
мышления и оптимизации коммуникативно-прагматического потен-
циала убеждения и методов языкового воздействия. Результаты рабо-