1 / 19 Next Page
Information
Show Menu
1 / 19 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 1

2016 1

УДК 81.276.6:62-811.111 DOI 10.18698/2306-8477-2016-01-338

Реализация стратегий и тактик убеждения

в современном англоязычном

научно-популярном дискурсе

© Н.Н. Николаева, Е.Н. Шишкина

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассматриваются особенности реализации стратегий и тактик убеждения в

современном англоязычном научно-популярном дискурсе на примере специализиро-

ванных научно-популярных статей в области спутниковых телекоммуникаций.

Разработана и описана классификация стратегий и тактик убеждения на основе

обширного эмпирического материала, что дает представление о наиболее эффек-

тивных и распространенных методах, способах и приемах языкового воздействия

на сознание людей с целью их убеждения в определенной точке зрения, связанной с

распространением научных знаний. Результаты исследования могут быть исполь-

зованы специалистами для оптимизации коммуникативно-прагматического по-

тенциала убеждения и методов языкового воздействия, а также в процессе пре-

подавания английского языка для формирования критического отношения студен-

тов к текстам англоязычных статей.

Ключевые слова:

английский язык, языковое воздействие, стратегии и тактики

убеждения, научно-популярный дискурс, спутниковые телекоммуникации.

Введение.

Популяризация науки представляет собой неотъемле-

мую часть жизни человека и структурирования общества. С позиций

лингвистики научная популяризация является сложным многосту-

пенчатым и прагматически обусловленным процессом, затрагиваю-

щим психолингвистические и когнитивные механизмы познания и

восприятия человека. Убеждение является одним из эффективных

средств влияния на сознание людей, в частности, в процессе распро-

странения научного и профессионального знания.

Актуальность

данной

работы связана с перспективностью иссле-

дования научно-популярного дискурса, ориентированного на массо-

вого реципиента научной информации, с целью систематизации дан-

ных о методах, способах и приемах убеждающего языкового воздей-

ствия на сознание людей. Понимание принципов убеждения,

функционирующих в письменном научно-популярном дискурсе, спо-

собствует формированию критического отношения читателей к тек-

стам статей, а также тщательному анализу их содержания, что в свою

очередь ведет к повышению уровня самообразования, критического

мышления и оптимизации коммуникативно-прагматического потен-

циала убеждения и методов языкового воздействия. Результаты рабо-