Н.Н. Николаева, Е.Н. Шишкина
4
Гуманитарный вестник
# 1
2016
чевых действий; линия речевого поведения, принятая на основе осо-
знания коммуникативной ситуации в целом и направленная на до-
стижение конечной коммуникативной цели (целей) в процессе рече-
вого общения» [23, с. 6]. Поскольку решение коммуникативной зада-
чи требует нескольких ходов в рамках одной задачи, каждая речевая
стратегия характеризуется определенным набором речевых тактик.
Речевая тактика
— «это конкретный речевой ход (шаг, поворот,
этап) в процессе осуществления речевой стратегии; речевое действие
(речевой акт или совокупность нескольких речевых актов), соответ-
ствующее тому или иному этапу в реализации речевой стратегии и
направленное на решение частной коммуникативной задачи этого
этапа. Реализация совокупной последовательности речевых тактик
призвана обеспечить достижение коммуникативной цели речевого
общения» [23, с. 6]. Между этими двумя понятиями существует до-
статочно жесткое разграничение и отношения включения: тактика —
составная часть стратегии, решающая текущие задачи, в то время как
стратегия разрабатывает более глобальные планы.
Воздействие на систему убеждений адресата.
По какому прин-
ципу у адресата возникает доверие к тому или иному убеждению?
Невозможно просто заставить человека поверить в то, что необходи-
мо другому. Адресат может поверить во что-либо или принять реше-
ние о совершении каких-либо действий, только исходя из имеющейся
у него системы убеждений. Эти убеждения носят интегрированный
характер, они взаимосвязаны и взаимозависимы: «изъятие» какого-
либо убеждения или добавление нового влечет за собой нарушение
установившихся между ними связей и пересмотр более ранних пла-
стов знаний. Новое убеждение, поступающее в когнитивную базу ад-
ресата, может согласовываться с имеющимися убеждениями, и в этом
случае оно просто принимается и добавляется к сформировавшейся
базе. В противном случае оно, подвергнувшись обработке, либо от-
вергается, либо происходит пересмотр старых знаний и убеждений
для приведения их в соответствие с новой информацией [24].
Разработанная в 1986 г. американскими психологами Р. Петти и
Д. Качиоппо модель вероятности сознательной обработки информа-
ции (МВСОИ) описывает влияние убедительного сообщения на адре-
сата с точки зрения его отношения к теме сообщения. В соответствии
с МВСОИ существуют два пути убеждения: прямой (эксплицитный)
и косвенный (имплицитный). При косвенном убеждении адресат ма-
ло внимания уделяет обработке информации и почти не затрачивает
на нее усилий. Косвенный путь убеждения включает следующие воз-
действующие моменты: привлекательность коммуникатора, согласие
других участников коммуникации с представленной позицией, ассо-
циация согласия с удовольствием или его отсутствием, наличие ис-