Previous Page  4 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 19 Next Page
Page Background

Н.Н. Николаева, Е.Н. Шишкина

4

Гуманитарный вестник

# 1

2016

чевых действий; линия речевого поведения, принятая на основе осо-

знания коммуникативной ситуации в целом и направленная на до-

стижение конечной коммуникативной цели (целей) в процессе рече-

вого общения» [23, с. 6]. Поскольку решение коммуникативной зада-

чи требует нескольких ходов в рамках одной задачи, каждая речевая

стратегия характеризуется определенным набором речевых тактик.

Речевая тактика

— «это конкретный речевой ход (шаг, поворот,

этап) в процессе осуществления речевой стратегии; речевое действие

(речевой акт или совокупность нескольких речевых актов), соответ-

ствующее тому или иному этапу в реализации речевой стратегии и

направленное на решение частной коммуникативной задачи этого

этапа. Реализация совокупной последовательности речевых тактик

призвана обеспечить достижение коммуникативной цели речевого

общения» [23, с. 6]. Между этими двумя понятиями существует до-

статочно жесткое разграничение и отношения включения: тактика —

составная часть стратегии, решающая текущие задачи, в то время как

стратегия разрабатывает более глобальные планы.

Воздействие на систему убеждений адресата.

По какому прин-

ципу у адресата возникает доверие к тому или иному убеждению?

Невозможно просто заставить человека поверить в то, что необходи-

мо другому. Адресат может поверить во что-либо или принять реше-

ние о совершении каких-либо действий, только исходя из имеющейся

у него системы убеждений. Эти убеждения носят интегрированный

характер, они взаимосвязаны и взаимозависимы: «изъятие» какого-

либо убеждения или добавление нового влечет за собой нарушение

установившихся между ними связей и пересмотр более ранних пла-

стов знаний. Новое убеждение, поступающее в когнитивную базу ад-

ресата, может согласовываться с имеющимися убеждениями, и в этом

случае оно просто принимается и добавляется к сформировавшейся

базе. В противном случае оно, подвергнувшись обработке, либо от-

вергается, либо происходит пересмотр старых знаний и убеждений

для приведения их в соответствие с новой информацией [24].

Разработанная в 1986 г. американскими психологами Р. Петти и

Д. Качиоппо модель вероятности сознательной обработки информа-

ции (МВСОИ) описывает влияние убедительного сообщения на адре-

сата с точки зрения его отношения к теме сообщения. В соответствии

с МВСОИ существуют два пути убеждения: прямой (эксплицитный)

и косвенный (имплицитный). При косвенном убеждении адресат ма-

ло внимания уделяет обработке информации и почти не затрачивает

на нее усилий. Косвенный путь убеждения включает следующие воз-

действующие моменты: привлекательность коммуникатора, согласие

других участников коммуникации с представленной позицией, ассо-

циация согласия с удовольствием или его отсутствием, наличие ис-