Реализация стратегий и тактик убеждения в современном англоязычном….
Гуманитарный вестник
# 1
2016 3
характеристики дискурса СМИ, что делает рассматриваемый нами
дискурс еще более интересным объектом изучения. Говоря о страте-
гиях научно-популярного дискурса, стоит выделить такие характер-
ные для него функции публицистического дискурса, как воздейству-
ющую, информационную и частично функцию конструирования со-
циальных действий [2]. В научно-популярном дискурсе не просто
описываются явления окружающей действительности, они интерпре-
тируются, комментируются, оцениваются, что способствует форми-
рованию определенного идеологического фона, характерного для
функционального публицистического стиля.
Таким образом, научно-популярный дискурс, будучи неотъемле-
мой частью научного дискурса, является институциональным видом
дискурса и представляет собой комплекс речевых произведений пуб-
лицистической жанровой принадлежности, целью которых является
презентация определенного фрагмента научного знания в когнитив-
ной системе адресата посредством доступных для неподготовленного
адресата языковых средств, при этом убеждение является одним из
таких средств. Рассмотрим понятие убеждения более подробно.
Убеждение
— воздействие на сознание личности путем обраще-
ния к ее собственному критическому суждению. Основу убеждения
составляют отбор, логическое упорядочение фактов и выводов со-
гласно единой функциональной цели высказывания, а также логиче-
ское доказательство, иногда наряду с эмоциональным воздействием.
Все это призвано обеспечить «сознательное принятие реципиентом си-
стемы оценок и суждений в согласии с иной точкой зрения» [21, с. 46].
Результатом убеждения может быть как истинное знание о вещах и
явлениях, так и мнение, нуждающееся в дальнейшем обосновании.
Признаком эффективности воздействия посредством убеждения яв-
ляется убежденность, понимаемая как глубокая уверенность индиви-
да в истинности усвоенных образов, идей, представлений, понятий.
Вследствие убежденности у индивидов формируются установки, ко-
торые в последующем определяют их поведение в тех или иных си-
туациях [22]. Эффективность убеждающего текста определяется до-
стижением автором поставленной коммуникативной цели, т. е. стра-
тегического результата, на который направлен коммуникативный акт.
Коммуникативное воздействие при достижении определенной цели в
той или иной ситуации можно оказать, применяя различные комму-
никативные стратегии и тактики.
Стратегия
— это план действий, способ прогнозирования или
последовательность действий, направленных на решение какой-либо
одной общей проблемы. «Речевая (коммуникативная) стратегия —
это общий план, или «вектор», речевого поведения, выражающийся в
выборе системы продуманных говорящим/пишущим поэтапных ре-