Previous Page  3 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 19 Next Page
Page Background

Реализация стратегий и тактик убеждения в современном англоязычном….

Гуманитарный вестник

# 1

2016 3

характеристики дискурса СМИ, что делает рассматриваемый нами

дискурс еще более интересным объектом изучения. Говоря о страте-

гиях научно-популярного дискурса, стоит выделить такие характер-

ные для него функции публицистического дискурса, как воздейству-

ющую, информационную и частично функцию конструирования со-

циальных действий [2]. В научно-популярном дискурсе не просто

описываются явления окружающей действительности, они интерпре-

тируются, комментируются, оцениваются, что способствует форми-

рованию определенного идеологического фона, характерного для

функционального публицистического стиля.

Таким образом, научно-популярный дискурс, будучи неотъемле-

мой частью научного дискурса, является институциональным видом

дискурса и представляет собой комплекс речевых произведений пуб-

лицистической жанровой принадлежности, целью которых является

презентация определенного фрагмента научного знания в когнитив-

ной системе адресата посредством доступных для неподготовленного

адресата языковых средств, при этом убеждение является одним из

таких средств. Рассмотрим понятие убеждения более подробно.

Убеждение

— воздействие на сознание личности путем обраще-

ния к ее собственному критическому суждению. Основу убеждения

составляют отбор, логическое упорядочение фактов и выводов со-

гласно единой функциональной цели высказывания, а также логиче-

ское доказательство, иногда наряду с эмоциональным воздействием.

Все это призвано обеспечить «сознательное принятие реципиентом си-

стемы оценок и суждений в согласии с иной точкой зрения» [21, с. 46].

Результатом убеждения может быть как истинное знание о вещах и

явлениях, так и мнение, нуждающееся в дальнейшем обосновании.

Признаком эффективности воздействия посредством убеждения яв-

ляется убежденность, понимаемая как глубокая уверенность индиви-

да в истинности усвоенных образов, идей, представлений, понятий.

Вследствие убежденности у индивидов формируются установки, ко-

торые в последующем определяют их поведение в тех или иных си-

туациях [22]. Эффективность убеждающего текста определяется до-

стижением автором поставленной коммуникативной цели, т. е. стра-

тегического результата, на который направлен коммуникативный акт.

Коммуникативное воздействие при достижении определенной цели в

той или иной ситуации можно оказать, применяя различные комму-

никативные стратегии и тактики.

Стратегия

— это план действий, способ прогнозирования или

последовательность действий, направленных на решение какой-либо

одной общей проблемы. «Речевая (коммуникативная) стратегия —

это общий план, или «вектор», речевого поведения, выражающийся в

выборе системы продуманных говорящим/пишущим поэтапных ре-