Пропедевтические курсы математики в условиях непрерывного образования
7
Состояние учащегося.
Проведение тестовых испытаний на первом
курсе в МГТУ им. Н.Э. Баумана показывает наличие значительного
несоответствия между уровнем школьных знаний и требованиями вуза.
Слабость концептуальной довузовской подготовки проявляется даже в
МГУ им. М.В. Ломоносова, куда поступают наиболее подготовленные
школьники. Для повышения успеваемости и развития
навыков самосто-
ятельной работы в МГТУ им. Н.Э. Баумана введены контролируемые
самостоятельные работы студентов (КСР), а в МГУ им. М.В. Ломоносо-
ва уже преподаются пропедевтические курсы.
Большинство студентов не в состоянии локализовать причины
трудностей, возникающих при освоении материала. Не понимая зна-
чения абстракций и не умея работать с ними, лишенные опоры на ос-
нования предмета, не владея плодотворной системой общих понятий,
студенты не могут самостоятельно развивать системные представле-
ния, не пытаются и не считают нужным осваивать хорошо продуман-
ную систему обозначений, без которых невозможна осмысленная ма-
тематическая деятельность. Проблему успеваемости не решают «ло-
кальные» меры: фрагментация и адаптация учебного материала,
включение в контрольные мероприятия вопросов общего характера.
Иллюзия преодоления указанных трудностей только усугубляет си-
туацию.
Приведенные доводы свидетельствуют о необходимости включе-
ния пропедевтического курса математики в учебную программу при
соответствующей модификации учебно-методического комплекса
дисциплин.
Метасмыслы, необходимые для преподавания пропедевтиче-
ских курсов и добываемые с их помощью.
Смыслы теории нуждают-
ся в освоении и приводят к самоорганизации подсознания. Достигнутый
уровень развития математики и использование инструментальных си-
стем делают возможным формирование рационального сознания на ос-
нове естественного предъявления абстракций. Инструментальные си-
стемы помогают выделению смыслов на пути «данное — знание —
смыслы — метасмыслы второго самосознания».
Приведем примеры метасмыслов, необходимых для универсального
обучения, получаемых в рамках надпредметного образовательного про-
странства и опирающихся на познавательные возможности учащегося.
Самосознание в школе: значение теории, объективизация
знания в культуре.
Рассмотрим пример.
Пример 1. Дискурсивное изложение материала как средство
развития интуитивного. (На примере теоремы Пифагора.)