Background Image
Previous Page  2 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 17 Next Page
Page Background

Н.С. Васильев, В.И.

Громыко

2

думать идентификацией, расширение тезауруса движением внутри него.

…Мысль редуцируется к сообщению, сознание — к имитации, генера-

ция — к трансляции, продукция — к репродукции» [2].

Забота системы образования о синтезе образовательного простран-

ства проявляется во всем: студенты-математики изучают общую алгеб-

ру, дискретный анализ. Гуманитариям в РГГУ преподают курс «Алгеб-

раические методы в информатике» [3], в МГТУ им. Н.Э. Баумана —

«Системный анализ». В МГУ им. М.В. Ломоносова появились межфа-

культетские курсы, а в МГТУ им. Н.Э. Баумана действуют лаборатор-

ные практикумы, объединяющие работу студентов разных курсов. При

таком подходе целью обучения становится формирование естественно-

научного мировоззрения, а не профессионального восприятия мира. Для

обучения системной работе недостаточно лишь адаптировать материал,

чтобы воссоздать общую картину математического знания на основе

простых содержательных пояснений [1]. Образовательное пространство

третьего мира как итога познания рода, по Попперу [4, 5], можно осво-

ить только при целенаправленном повышении уровня концептуально-

сти получаемых учащимся знаний и использовании научных средств

выражения смыслов. С учетом «взросления» познавательных возмож-

ностей учащегося целесообразно в средней школе изучать общие топо-

логические понятия [6]. В качестве базового (пропедевтического) курса

в высшей школе можно выбрать информатику, «сделав каждого

настолько осведомленным в дискретных операциях, насколько знакомы

с непрерывными операциями» все, изучающие анализ [7]. В курс дис-

кретной математики [7] нужно добавить языки спецификаций [8], необ-

ходимые для рациональной объективизации системно-информационной

культуры. Исследование третьего мира происходит на базе точной язы-

ковой деятельности и доступно с помощью инструментальных систем

компьютера. Соответствующие дескриптивные средства

универ-

сальные конструкции и язык категорий

разработаны в математике

второй половины XX в. [9

11]. Общая цель образования, связанная с

развитием естественно-научного мировоззрения, перерастает уровень

формул и обретает определенность

сформировать у учащегося по-

знавательную функцию системного характера. С помощью объектно-

ориентированного программирования и абстрактных типов данных

язык категорий становится интеллектуальной реальностью системно-

информационной культуры, служит восприятию инструментальных си-

стем и способствует деятельности в этих системах.

Пропедевтический курс — синтетический учебный предмет, ко-

торый приспособлен для развития познавательной функции у учаще-

гося и используется в процессе непрерывного образования [12]. Цель

этого курса — овладение системным аксиоматическим методом.