Н.С. Васильев, В.И.
Громыко
2
думать идентификацией, расширение тезауруса движением внутри него.
…Мысль редуцируется к сообщению, сознание — к имитации, генера-
ция — к трансляции, продукция — к репродукции» [2].
Забота системы образования о синтезе образовательного простран-
ства проявляется во всем: студенты-математики изучают общую алгеб-
ру, дискретный анализ. Гуманитариям в РГГУ преподают курс «Алгеб-
раические методы в информатике» [3], в МГТУ им. Н.Э. Баумана —
«Системный анализ». В МГУ им. М.В. Ломоносова появились межфа-
культетские курсы, а в МГТУ им. Н.Э. Баумана действуют лаборатор-
ные практикумы, объединяющие работу студентов разных курсов. При
таком подходе целью обучения становится формирование естественно-
научного мировоззрения, а не профессионального восприятия мира. Для
обучения системной работе недостаточно лишь адаптировать материал,
чтобы воссоздать общую картину математического знания на основе
простых содержательных пояснений [1]. Образовательное пространство
третьего мира как итога познания рода, по Попперу [4, 5], можно осво-
ить только при целенаправленном повышении уровня концептуально-
сти получаемых учащимся знаний и использовании научных средств
выражения смыслов. С учетом «взросления» познавательных возмож-
ностей учащегося целесообразно в средней школе изучать общие топо-
логические понятия [6]. В качестве базового (пропедевтического) курса
в высшей школе можно выбрать информатику, «сделав каждого
настолько осведомленным в дискретных операциях, насколько знакомы
с непрерывными операциями» все, изучающие анализ [7]. В курс дис-
кретной математики [7] нужно добавить языки спецификаций [8], необ-
ходимые для рациональной объективизации системно-информационной
культуры. Исследование третьего мира происходит на базе точной язы-
ковой деятельности и доступно с помощью инструментальных систем
компьютера. Соответствующие дескриптивные средства
универ-
сальные конструкции и язык категорий
разработаны в математике
второй половины XX в. [9
−
11]. Общая цель образования, связанная с
развитием естественно-научного мировоззрения, перерастает уровень
формул и обретает определенность
сформировать у учащегося по-
знавательную функцию системного характера. С помощью объектно-
ориентированного программирования и абстрактных типов данных
язык категорий становится интеллектуальной реальностью системно-
информационной культуры, служит восприятию инструментальных си-
стем и способствует деятельности в этих системах.
Пропедевтический курс — синтетический учебный предмет, ко-
торый приспособлен для развития познавательной функции у учаще-
гося и используется в процессе непрерывного образования [12]. Цель
этого курса — овладение системным аксиоматическим методом.