Пропедевтические курсы математики в условиях непрерывного образования
5
Рис. 2.
Модель учащегося в системно-информационной культуре (за скобками
познание в пользу сознания смыслов)
Математика начала XX в. преодолела «неопределенность» смыс-
лов благодаря целостности сравнения теорий на языке категорий.
Спрашивается, каким образом на базе учебной деятельности можно
сообщить второму сознанию учащегося свойство, отвечающее дина-
мической перспективе системно-информационной культуры? Ответ:
способствовать приобщению учащегося к языку категорий и при
этом сохранять целостность личности, поддерживая преемственность
организации образовательного пространства.
При непрерывном образовании происходит «привыкание» к по-
нятиям. Процесс восхождения учащегося по смыслам связан с пони-
манием универсальных алгебраических понятий, специализирован-
ных в изучаемых дисциплинах [18]. Универсальность смыслов нуж-
но выявлять, прослеживая их становление в филогенезе. С помощью
морфизмов следует «обнажать» смыслы до «очевидности». Необхо-
димым условием формирования рационального сознания, по мнению
авторов, является освоение универсальных математических кон-
струкций на базе
букваря смыслов
, представленных средствами языка
категорий. Основные понятия языка категорий [9
−
11] должны войти
в букварь смыслов, а их освоение стать целью обучения [16]. Созда-
нию и развитию букваря смыслов мог бы способствовать пропедев-
тический курс «Информатика: основные понятия математической ло-
гики и общей (универсальной) алгебры», развиваемый, например, на
базе пропедевтических курсов [9, 19]. При этом неизбежно возникнет
преемственность учебного материала с математикой средней школы
[20]. «Доведение» букваря смыслов до понятий языка категорий с по-
мощью курса [9] предоставит учащимся средства сравнения систем и
обеспечит научную коммуникацию между специалистами разного про-
филя, неизбежную в системно-информационной культуре.
Доступность языка категорий обусловлена генетическим усложне-
нием средств сравнения объектов. В аналитической геометрии объек-
ты — это векторы, в линейной алгебре — линейные операторы, в ана-
лизе — функции, в теории чисел — мультипликативные функции, в то-
пологии — гомеоморфизмы, в общей алгебре — гомоморфизмы, в про-
граммировании — абстрактные типы данных и объектно-ориенти-
рованное программирование. Дополняющая традиционное обучение