Background Image
Previous Page  11 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 17 Next Page
Page Background

Пропедевтические курсы математики в условиях непрерывного образования

11

B.

Финитный метод Гильберта основан на продуктивности си-

стемы аксиом. Аксиома линейной полноты позволяет строить модель

геометрии. Имеющаяся конструкция расширяется, сохраняя постули-

руемые свойства.

Рассмотрим индуктивное построение минимальной аффинной

геометрии, в которой имеется четыре точки и шесть прямых (рис. 6).

Рис. 6.

Построение минимальной аффинной геометрии

Согласно аксиомам Гильберта, существуют три неколлинеарные

точки

A

,

B

,

C

. Каждые две из них инцидентны единственной прямой.

Отсюда «возникают» три прямые. По аксиоме параллельности

Евклида существуют прямые

l

1

и

l

2

, пересекающиеся в некоторой

точке

D

. Если бы эти прямые были параллельными, то это привело

бы к противоречию: через точку

C

проходят две прямые,

параллельные

l

2

. Наконец, точки

A

и

D

определяют шестую прямую

(см. рис. 6). Координатизация этой геометрии позволяет получить

уравнения

0

ax by c

  

, описывающие все прямые. Здесь

 

, ,

0, 1

a b c

, а операции понимают как

(mod 2), (mod 2)

.

Сформированное в сознании представление о главенствующей роли

конструктивной работы в аксиоматизации знания является рацио-

нальным предвидением, на базе которого можно развить представления

учащегося о рациональной объективизации геометрии. Пример 2

иллюстрирует возможность формирования современного взгляда на

вложение полей:

Анализ (Ньютона)

Нестандартный анализ (Лейбница)

Евклида

Вещественно алгебраически замкнутое Евклида (Артина)

Понтрягина

Алгебра

;

;

0(

)

F

F

R

R

Q

R

R

x y z x z y

R

 

 

    



Системный аксиоматический метод: о связности проективной и

индуктивной концептуальности (опознание смыслов).

Рассмотрим

еще один пример.

Пример 3. Рациональная объективизация на пути воплоще-

ния смысла.

Установим, является ли функция

,

,

f Df

 

вычис-

1

2