Background Image
Previous Page  9 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 17 Next Page
Page Background

Пропедевтические курсы математики в условиях непрерывного образования

9

на соображения подобия. Для «продвинутого» школьника геометрия

Евклида является частным случаем евклидова линейного пространства.

Тогда теорема Пифагора

следствие преобразований. Пусть

.

c a b

 

 

Мы знаем, что

2

| |

,

,

c c c a b a b

   

  

2

2

| |

| |

2 , .

a b

a b

 

То-

гда

2

2

2

,

0 | |

| |

| | .

a b

c a b

   

Реальность «известной» теоремы

2 2 2

2 cos γ,

c a b ab

  

2 2 2

2

c a b

     

во многом определяется

тем, насколько дискурсивное рассуждение поддерживается знанием

смежных тем. А именно, геометрические понятия основаны на алгебра-

ических структурах

кольцо, поле, векторные пространства. При

этом задействованы представления об измеримости величин, транс-

цендентных функциях (на базе косинуса), аксиоматике геометрии.

В дальнейшем, при развитии теории, понятие ортогональности в

гильбертовом пространстве следует воспринимать как очевидное

обобщение рациональной объективизации. Так организовано лич-

ностное надпредметное образовательное пространство.

Самосознание в вузе: значение абстрактных типов данных

(единство слова и дела).

Евклид («Начала») и Д. Гильберт («Основания

геометрии») занимались вложениями (Гильберт действовал финитным

методом):

Евклида

Евклида

Алгебраическая система

Алгебра

;

;

;

исчисление отрезков

0(

)

{ }

F P

F

F

F

P

R

Q

R

x y z x z y

 

 

 

 

     

    

Этих ученых разделяют 2000 лет, но оба используют главенству-

ющую роль конструктивной работы в аксиоматизации знания, соот-

ветствующей работе с абстрактными типами данных эпохи системно-

информационной культуры.

Пример 2. О связности математики и информатики (через

конструктивную работу).

Рассмотрим построения, выполненные

Гильбертом в его исчислении.

A.

Евклидова аксиоматика «разгадывается» абстрактным типом

данных

исчислением отрезков Гильберта, определяемым возмож-

ностями циркуля и линейки (рис. 5):

1)

даны отрезки

a

,

b

. Строим отрезки (

a

+

b

) и (

a

b

). По двум

точкам допустимо построить окружность или прямую

таковы ми-

нимальные требования к циркулю и линейке (рис. 5,

а

);