Background Image
Previous Page  8 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 17 Next Page
Page Background

Н.С. Васильев, В.И.

Громыко

8

Рис. 4.

Теорема Пифагора:

а

— частный случай;

б

— общий случай;

в

— доказательство Евклида

Платон и его последователи, разбирая в частности теорему Пифа-

гора, говорили: «Смотри» (рис. 4,

a

,

б

). Для понимания теоремы тре-

буется геометрическая интуиция, выявляющая свойства равносостав-

ленности и равнодополненности фигур. В геометрической теории,

обусловленной возможностями циркуля и линейки, Евклид опреде-

лил геометрические понятия «равные», «равновеликие», «подобные».

Дескрипция чертежами и доказательство на основе аксиоматики (аб-

страктный тип данных циркуля и линейки) обеспечивают дополни-

тельную интеллектуальную устойчивость следствий теоремы Пифагора

(рис. 4,

в

). Так как ∆

BB

3

A

= ∆

BB

1

C, значит,

S

BB

3

A

=

1 2

(

CB

)(

BB

3

) =

1 2

a

2

=

S

BB

1

C

=

1 2

(

KB

)(

BB

1

) =

1 2

S

KBB 1 L

. Тогда

a

2

=

S

KBB

1

L

и аналогич-

но

b

2

=

S

KAA

1

L

. То есть

c

2

=

a

2

+

b

2

. Найденный инвариант

S

BB

3

A

=

S

BB

1

C

=

=

1 2

a

2

=

1 2

S

KBB

1

L

допускает обобщение — теорему косинусов,

справедливую для произвольных треугольников.

Ф. Клейн в середине XX в. говорил, что интуиция и логика пере-

плетаются таким образом — и в этом является идеал, — что каждый

логический шаг тотчас же приводится к наглядной очевидности. Ев-

клидово обоснование расширяет платоновское представление. Со-

временный школьник пользуется свойством подобия и знает о выра-

жении длины отрезка числом. При этом теорема Пифагора «переписы-

вается» в отношениях:

2

2

( ) ( ) 1,

a c b c

а доказательство опирается

3