Background Image
Previous Page  6 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 17 Next Page
Page Background

Н.С. Васильев, В.И.

Громыко

6

универсальная подготовка, повторимся, нуждается в ИКМУ, поскольку

рациональное сознание формируется сложно, скачкообразно, посред-

ством интеллектуального прорыва.

Тактика преподавания пропедевтических курсов — замы-

кание смыслов для развития самосознания.

Букварь смыслов, по

сути являясь пропедевтическим курсом высшего уровня, поддерживает

обратный путь обучения. Его наследники — пропедевтические курсы

конкретных предметов [18]. Фундаментальная ветвь онтологической

базы знаний образована пропедевтическими курсами. Индуктивный,

прямой, путь обучения «повторяет» процесс познания, демонстрируя

рост научного знания в лоне профессионального представления дисцип-

лин. Богатство курсов традиционного обучения составляет антифунда-

ментальную ветвь онтологической базы знаний. Итогом взаимо-

действия обеих ветвей является сжатие материала путем выделения

смыслов с учетом возможностей интеллектуального привыкания

учащегося. Оба пути обучения служат свободе вхождения учащегося в

интеллектуальную реальность математических абстракций на основе

языка категорий и приобщению к нему. Эта свобода является залогом

главного в обучении — сохранения целостности личности в условиях

системно-информационной культуры, без чего непрерывное образова-

ние невозможно. В системно-информационной культуре происходят

объединение и взаимное обогащение гуманитарных и рациональных

знаний на базе рационализации сознания.

Настало время перейти от действующей, гуманитарной, модели

обучения (рис. 3) к рациональной модели (см. рис. 1), которая исклю-

чает эфемерное творческое начало, не поддающееся дескрипции и

реализации в среде ИКМУ. В рациональной модели применяется

универсальное обучение с использованием языка науки, проникаю-

щего в сознание. Основанные на рациональной модели обучения

пропедевтические курсы не только восполняют разрывы в критиче-

ских точках изучаемых дисциплин, но и воплощают в учебном про-

цессе технологию формирования естественно-научного подсознания.

Рис. 3.

Гуманитарная модель обучения:

ЖН — жизнь в науке; ТО — традиционное обучение; Т — творческое начало