Н.С. Васильев, В.И.
Громыко
6
универсальная подготовка, повторимся, нуждается в ИКМУ, поскольку
рациональное сознание формируется сложно, скачкообразно, посред-
ством интеллектуального прорыва.
Тактика преподавания пропедевтических курсов — замы-
кание смыслов для развития самосознания.
Букварь смыслов, по
сути являясь пропедевтическим курсом высшего уровня, поддерживает
обратный путь обучения. Его наследники — пропедевтические курсы
конкретных предметов [18]. Фундаментальная ветвь онтологической
базы знаний образована пропедевтическими курсами. Индуктивный,
прямой, путь обучения «повторяет» процесс познания, демонстрируя
рост научного знания в лоне профессионального представления дисцип-
лин. Богатство курсов традиционного обучения составляет антифунда-
ментальную ветвь онтологической базы знаний. Итогом взаимо-
действия обеих ветвей является сжатие материала путем выделения
смыслов с учетом возможностей интеллектуального привыкания
учащегося. Оба пути обучения служат свободе вхождения учащегося в
интеллектуальную реальность математических абстракций на основе
языка категорий и приобщению к нему. Эта свобода является залогом
главного в обучении — сохранения целостности личности в условиях
системно-информационной культуры, без чего непрерывное образова-
ние невозможно. В системно-информационной культуре происходят
объединение и взаимное обогащение гуманитарных и рациональных
знаний на базе рационализации сознания.
Настало время перейти от действующей, гуманитарной, модели
обучения (рис. 3) к рациональной модели (см. рис. 1), которая исклю-
чает эфемерное творческое начало, не поддающееся дескрипции и
реализации в среде ИКМУ. В рациональной модели применяется
универсальное обучение с использованием языка науки, проникаю-
щего в сознание. Основанные на рациональной модели обучения
пропедевтические курсы не только восполняют разрывы в критиче-
ских точках изучаемых дисциплин, но и воплощают в учебном про-
цессе технологию формирования естественно-научного подсознания.
Рис. 3.
Гуманитарная модель обучения:
ЖН — жизнь в науке; ТО — традиционное обучение; Т — творческое начало