1
УДК 512.05; 002.53:681.327
Пропедевтические курсы математики
в условиях непрерывного образования
© Н.С. Васильев
1
, В.И. Громыко
2
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
2
МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 119991, Россия
Проведенный анализ показал, что в условиях системно-информационной культуры
деятельность каждого субъекта стала междисциплинарной, происходит в непре-
рывном познании и протекает в инструментальной среде Интернета, а профес-
сиональное восприятие требует естественно-научного надпредметного опозна-
ния. В статье рассмотрена необходимость пропедевтических курсов для изучения
символической объективизации мысли и развития познавательной
естественно-
научной
функции субъекта на основе точного выражения смысла с помощью ма-
тематического языка категорий. Показано, как пропедевтические курсы форми-
руют личностное образовательное пространство смыслов, наследующее целост-
ность надпредметного образовательного пространства. Сделан вывод о том, что
в условиях непрерывного образования и жизни в науке традиционная профессио-
нальная подготовка должна быть расширена до надпредметного универсального
обучения. Предложена новая рациональная модель обучения, в которой язык ка-
тегорий применяется для стратегической интеграции образовательного про-
странства учащегося и самоорганизации его подсознания.
Ключевые слова:
системно-информационная культура, рациональное образова-
ние, надпредметность, сознание, самоорганизация, универсальная алгебра, пропе-
девтический курс, универсальное обучение, язык категорий, системный аксиома-
тический метод, интеллектуальная обучающая система
.
Введение.
Наступление эпохи системно-информационной культу-
ры привело к необходимости проведения реформ образования в мире.
«В условиях информационного наводнения учебные инструменты вче-
рашнего дня перестают работать. Нужно учить как-то иначе, учить все-
му» [1]. Непрерывное образование в настоящее время кажется есте-
ственным, а системное знание с опорой на математику — необходи-
мым. Профессиональные навыки работы с фактами, формулами, а не с
моделями, решение типовых задач по предписанным правилам не раз-
вивают индивида. Проводимые в мире реформы образования направле-
ны на усиление роли мировоззрения субъекта культуры, на свободу раз-
вития личности. Нарекания вызывает не цель, а практика реформирова-
ния, не обеспечивающая целостности образования в цепи «школа —
вуз — специалист — системная деятельность». Происходит «подмена
образования обучением…, вытеснение знания сведениями, способности