Background Image
 1 / 17 Next Page
Information
Show Menu
1 / 17 Next Page
Page Background

1

УДК 512.05; 002.53:681.327

Пропедевтические курсы математики

в условиях непрерывного образования

© Н.С. Васильев

1

, В.И. Громыко

2

1

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

2

МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 119991, Россия

Проведенный анализ показал, что в условиях системно-информационной культуры

деятельность каждого субъекта стала междисциплинарной, происходит в непре-

рывном познании и протекает в инструментальной среде Интернета, а профес-

сиональное восприятие требует естественно-научного надпредметного опозна-

ния. В статье рассмотрена необходимость пропедевтических курсов для изучения

символической объективизации мысли и развития познавательной

естественно-

научной

функции субъекта на основе точного выражения смысла с помощью ма-

тематического языка категорий. Показано, как пропедевтические курсы форми-

руют личностное образовательное пространство смыслов, наследующее целост-

ность надпредметного образовательного пространства. Сделан вывод о том, что

в условиях непрерывного образования и жизни в науке традиционная профессио-

нальная подготовка должна быть расширена до надпредметного универсального

обучения. Предложена новая рациональная модель обучения, в которой язык ка-

тегорий применяется для стратегической интеграции образовательного про-

странства учащегося и самоорганизации его подсознания.

Ключевые слова:

системно-информационная культура, рациональное образова-

ние, надпредметность, сознание, самоорганизация, универсальная алгебра, пропе-

девтический курс, универсальное обучение, язык категорий, системный аксиома-

тический метод, интеллектуальная обучающая система

.

Введение.

Наступление эпохи системно-информационной культу-

ры привело к необходимости проведения реформ образования в мире.

«В условиях информационного наводнения учебные инструменты вче-

рашнего дня перестают работать. Нужно учить как-то иначе, учить все-

му» [1]. Непрерывное образование в настоящее время кажется есте-

ственным, а системное знание с опорой на математику — необходи-

мым. Профессиональные навыки работы с фактами, формулами, а не с

моделями, решение типовых задач по предписанным правилам не раз-

вивают индивида. Проводимые в мире реформы образования направле-

ны на усиление роли мировоззрения субъекта культуры, на свободу раз-

вития личности. Нарекания вызывает не цель, а практика реформирова-

ния, не обеспечивающая целостности образования в цепи «школа —

вуз — специалист — системная деятельность». Происходит «подмена

образования обучением…, вытеснение знания сведениями, способности